Основные сведения об эвенках

Основные сведения об эвенках

Численность в РФ – 35 525 (Всероссийская перепись 2010 г.) Численность в Иркутской области – 1 431
Язык –  эвенкийский
Религия – религиозные представления эвенков связаны с анимизмом и шаманизмом. Религия современной эвенкийской семьи представляет собой смесь православия и веры в некоторых духов (преимущественно без шаманов). 

Численность и расселение.
Эвенки являются одним из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в том числе Прибайкалья. Самоназвание — эвенки (стало официальным этнонимом в 1931) старое название — тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны.

Живут эвенки от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Амурской, Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского, Забайкальского и Хабаровского краёв. Эвенки присутствуют также в Томской и Тюменской областях. Эвенки в этих районах нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами, бурятами и другими народами.
Характерная особенность в расселении эвенков — дисперсность. В стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, однако в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Населенных пунктов, где эвенки живут относительно крупными компактными группами, немного.  

В 1930—2006 годах существовал Эвенкийский автономный округ, в 1931-1938 – Витимо-Олёкминский национальный округ, созданные в районах компактного проживания эвенков.

Язык.
Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры. 

Согласно результатам переписи 2010 года в России проживают 37843 эвенков, из них владеют эвенкийским языком 4802 человек, что меньше 13%. Число владеющих родным языком колеблется в зависимости от региона. 
Повсеместно наблюдается двуязычие эвенков (русский и эвенкийский), в отдельных случаях — трёхъязычие (русский, эвенкийский и дополнительно бурятский или якутский). 
Многие эвенки, проживающие в Якутии, восприняв якутский язык, почти полностью утратили эвенкийский. Язык эвенков, проживающих в Бурятии, испытывает значительное влияние бурятского языка. Небольшое число якутов, бурятов и русских, проживающих вместе с эвенками, знают эвенкийский язык или понимают его.
Утрата эвенками родного языка отмечается повсеместно. Язык продолжает использоваться в быту лишь в некоторых районах компактного проживания эвенков представителями старшего и среднего поколений.

Традиционный хозяйственный уклад.
В хозяйственном отношении эвенки заметно отличаются от других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, они — охотники-оленеводы.
Главными занятиями эвенков на протяжении многих веков были охота, оленеводство и в меньшей степени – рыболовство, обусловившие кочевой образ жизни. Эти три вида деятельности были тесно связаны и взаимно дополняли друг друга.  Эвенки с незапамятных времен занимались оленеводством, причем использовали оленя для верховой езды. Оленеводство эвенков таежное, вьючно-верховое. Практиковался вольный выпас, доение важенок.
Эвенки вели преимущественно кочевой образ жизни – в поисках новых пастбищ они кочевали по тайге на новое пастбище для оленей, к месту зимнего промысла и обратно или к месту летней стоянки.  Протяженность кочевок охотников-оленеводов достигала сотен километров в год. Отдельные семьи покрывали расстояния в тысячу километров.
Эвенки не придавали значения ничему стационарному, постоянному. Все имущество семьи умещалось на санях - нартах, или в сумках, прикрепленных в грузовому вьючному седлу. На каждого оленя приходился груз до 30 кг. Эвенки говорили: «Тайга кормит оленя, а олень – эвенка». Олень для эвенка был не только транспортом, но пищей (целебное и питательное молоко, масло), однако домашних оленей очень берегли и старались не забивать на мясо, а если и делали это, то только в случае крайней необходимости: когда в тайге не водился зверь или олень был больной, или  когда надо было принести жертву духам. 
Вся жизнь эвенков строилась вокруг оленей и даже от количества оленей зависела структура общества. Условия жизни эвенков зависели от количества оленей и корма для них, от охотничьей удачи, и наличия промыслового зверя и рыбы. Условия проживания в дикой природе воспитали особый характер эвенков: они физически закалены, наблюдательны.  
Охота играла ведущую роль у большинства территориальных групп эвенков. Эвенков называли «лесными людьми» или «детьми тайги». Весной эвенки подходили к рекам и до осени промышляли рыболовством, осенью уходили в глубь тайги, и в течение всей зимы занимались охотничьим промыслом. 
У каждой семьи и у близкородственных соседних семей существовали свои, по традиции установленные места для охоты и рыбной ловли, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение. Охота имела двойное значение:
а) давала пищу, материал для одежды и жилища
б) приносила продукт, обладающий высокой стоимостью при обмене
Вплоть до 19 в. некоторые группы эвенков охотились при помощи лука и стрел. В 19 в. кремневое ружье стало важнейшим охотничьим оружием. Из охотничьего инвентаря следует отметить такие предметы, как пальма – палка с широколезвенным ножом, поняга – деревянная доска на лямках для переноски тяжестей за плечами, нарта-волокуша. Охотились в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах (обычно без палок). Обязательно присутствовала собака.
Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Ловили при помощи "морд", сетей, били острогой, сохранялся архаический способ охоты на рыбу с помощью лука и стрел. Лодки изготавливали из дерева, гребли обычно одним веслом с широкой лопастью.
Охота и рыболовство определяли рацион питания. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и заготавливали впрок (вялили, сушили), летом пили оленье молоко. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия (лепешки и т. п.) заменявшие хлеб. Все необходимое для жизни в тайге делали сами. Из оленьих шкур изготавливали тонкую замшу "ровдугу". Кузнечное дело было известно каждому эвенку, но существовали и кузнецы – профессионалы.

Образ жизни и система обеспечения  
Традиционное хозяйство эвенков после коллективизации и множества других реорганизаций в советский период к началу 90-х гг. существовало в двух основных вариантах: промысловая охота и транспортное оленеводство, характерное для ряда областей Сибири и некоторых районов Якутии и крупно-стадное оленеводческо-промысловое хозяйство. Первый тип хозяйства развивался в рамках кооперативных и государственных промысловых предприятий (госпромхозы, коопзверпромхозы), второй — в рамках оленеводческих совхозов, ориентирующихся на производство товарной мясной продукции. Пушной промысел в них имел второстепенное значение.
 
Монополия госпромхозов в сфере охотпромысла привела к отторжению эвенков от этого вида хозяйственной деятельности. Основное место в нем заняло пришлое население. В результате бесконтрольной добычи сократилась численность пушного зверя. Пагубное влияние на хозяйственную жизнь эвенков оказало строительство Байкало-Амурской магистрали. Некоторые эвенки Бурятии вынуждены были даже откочевать в Читинскую область.
 
К настоящему времени сложившаяся в советский период хозяйственная структура повсеместно сильно видоизменилась. Все госпромхозы и коопзверпромхозы акционировались, на базе совхозов возникли многочисленные общинные («фермерские») хозяйства, национальные предприятия и прочие хозяйствующие субъекты. Лишенные государственной поддержки, брошенные в море рыночной стихии, они оказались в чрезвычайно сложном положении. Продукция этих хозяйств из-за высоких транспортных тарифов, отсутствия внутреннего рынка не находит сбыта, реализуется по бросовым ценам заезжим перекупщикам. Катастрофически падает поголовье оленей. В Эвенкийском автономном округе оно сократилось на 78 %, в Хабаровском крае — на 63 %.

Традиционное жилище эвенков.
Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах - чумах (дю). В зависимости от сезона, природы на одном стойбище жили от 1-2 дней до недели. 2-3 чума располагались на большом расстоянии друг от друга (примерно 10 м). Чум был разборным, во время перекочевок легко умещался на двух нартах. При перекочёвках каркас оставляли на месте, перевозя только покровы. Покровами служили берестяные тиски, нюки из ровдуги и лиственичная кора.
Чум устанавливался довольно просто и быстро - если его ставили две женщины на это требовалось 20 минут. Чумы были расписаны изображениями оленей, оленьих стад, сцен охоты. Почетное место в чуме для гостя или для хозяина было прямо перед входом.
Стационарный зимний тип жилища, характерный для полуоседлых эвенков-охотников и рыболовов, - голомо пирамидальной или усеченно-пирамидальной формы. Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей. Южные эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа.
Были распространены летние и зимние шалаши, покрытые корой. Как правило, в большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического шалаша могла использоваться береста и сено. 
Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги. 
Как правило, остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2 м, в высоту 2-3 м. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг - костер в центре чума, над ним — горизонтальную жердь для котла. Отопительной системой были кострище.  В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие. 
Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье — бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья — четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы.
В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах.
В современных условиях чум заменили на балок - передвижной вагончик, домик на полозьях. В балке как в железнодорожном купе есть железная печурка, стол, убирающиеся полки (нары), под ними ящики для хранения имущества. Имеет двери, окошко, пол приподнят над уровнем земли.