Проект концепции сохранения и развития бурятского этоноса Иркутской области на период до 2020 года

КОНЦЕПЦИЯ

сохранения и развития бурятского этноса Иркутской области

на период до 2020 года

 

Концепция сохранения и развития бурятского этноса Иркутской области на период до 2020 года представляет собой комплекс социально-экономических, политико-правовых, организационно-управленческих и иных мер, осуществляемых органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, научно-образовательными, культурно–просветительными и иными учреждениями, средствами массовой информации, общественно-политическими и национально-культурными объединениями, направленных на сохранение и развитие бурятского этноса как самобытной этнокультурной общности многонационального Прибайкалья.

Теоретической и законодательной базой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Устав Иркутской области, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, Федеральный закон о национально-культурных автономиях, и иные законы Российской Федерации и Иркутской области, международные акты о коренных народах, и другие основополагающие документы.

Основной ЦЕЛЬЮ реализации данной Концепции является обеспечение сохранения и развития бурятского этноса Прибайкалья в условиях нового субъекта Российской Федерации – Иркутская область.

Для её успешной реализации необходимо решение следующих ЗАДАЧ:

- координация деятельности федеральных, областных и муниципальных структур с целью коррекции раннее принятых программ, концепций и планов, касающихся интересов бурятского этноса;

- разработка и принятие новых областных Законов, целевых программ в сфере социально-экономического развития, сохранения и развития культуры, экологии, медико-демографической, образовательной, кадровой и информационной политики, касающихся бурятского этноса;

- организация и проведение научных исследований по проблемам сохранения и развития бурятского этноса;

- продолжение процесса создания местных бурятских национально-культурных автономий, молодёжных и иных общественных объединений, как структур гражданского общества Иркутской области, повышение их роли в решении проблем бурятского этноса;

- признание важной социальной роли шаманизма и буддизма в формировании национального самосознания бурят, всемерная поддержка данных конфессий в их социальных инициативах;

 

1. Общая характеристика современного состояния бурятского этноса в Иркутской области

Иркутская область – крупнейший регион Восточной Сибири. Коренными (аборигенными) народами Иркутской области являются буряты, эвенки и тофалары. Более трёхсот лет коренные народы живут в добрососедстве и взаимоуважении с русскими, татарами, украинцами, евреями, поляками и другими народами Прибайкалья, в совместном труде осваивая природные богатства края, создавая экономическую базу для гармоничного равноправного развития всех народов, населяющих Иркутскую область.

В условиях царской России, институты государственности у бурят возникли в начале Х1Х века с введением «Устава об управлении инородцами» М.М.Сперанского и созданием Степных дум – как формы самоуправления бурят, позволившего добиться немалых успехов в управленческой и хозяйственной сферах бурят Прибайкалья. Волостная реформа 1898 года, в результате которой были упразднены Степные думы и родовое управление, положила начало отъёму родовых земель у бурят, и ускорило процесс ассимиляции бурят с утратой родного языка и родной культуры.

События октября 1917 года придали новый импульс, буряты впервые получили право на самоопределение, реализацией которого явилось создание в 1923 году Бурят-Монгольской АССР. Впоследствии политика Советского государства нанесла существенный урон бурятскому этносу. Репрессии в отношении лучших представителей народа, как и в отношении других народов страны, были усугублены искусственным разделением бурятского народа на пять частей – автономную республику и два автономных округа: Усть-Ордынский и Агинский. Кроме того, значительная часть бурятского народа осталась вне автономии в составе Иркутской и Читинской областей; утрачивая социально-культурные и кровно - родственные связи. Трагедия разделения бурятского этноса в составе Советского государства усиливается также и разделением бурятского народа в трех государствах: в Российской Федерации, в Монгольской Народной республике и в Китайской Народной республике.

Разделенность бурятского этноса является фактором, усугубляющим процесс утрат родного языка и родной культуры, особенно в условиях глобализации. Несмотря на огромные достижения в образовании и в культуре, а также в социально экономическом развитии, в 20 веке произошло резкое сокращение информационного пространства бурятского языка и как следствие, реальная угроза полной утраты родного языка и родной культуры.

В Иркутской области практически утрачен родной язык у бурятского этноса Нижнеудинского, Балаганского, Усть-Удинского, Заларинского, Черемховского, Качугского, Ольхонского и Иркутского сельского районов.

Осуществление системных реформ, совершенствование федеративных отношений в стране не могли не оказать влияния на современное состояние бурят Прибайкалья. Во вновь образованной Иркутской области бурятское население составляет вторую по численности после русских национальную группу – более восьмидесяти тысяч человек, из них городское население составляет лишь 21%, в том числе более десяти тысяч живут в областном центре. По данным переписи 2002 года буряты, кроме районов УОБО, проживают в 17 городах и 27 районах Иркутской области. Более двадцати шести тысяч человек бурятской национальности, проживая на своей исконной территории, долгие десятилетия были лишены возможности реализации своих национальных интересов и стояли перед угрозой полной ассимиляции, потери этнической самобытности. Только демократизация российского общества позволила бурятам, проживающим вне автономий, актуализировать вопросы национальной самоидентификации, о чём свидетельствует активизация общественной деятельности в этой сфере и создание национально-культурных автономий.

Таким образом, к проблемам социально-экономического характера, затрагивающим все слои населения независимо от национальной принадлежности, у бурятского этноса Иркутской области присутствуют дополнительные проблемы, связанные с необходимостью сохранения своей национальной самобытности.

На фоне общей картины демографического старения населения области, по статистическим данным буряты являются самыми молодыми - 27% детей и 38% молодёжь до 29 лет. У бурятского этноса Иркутской области наименьший уровень разводов, высокий уровень рождаемости, и самый высокий уровень образованности, что позволяет сделать вывод о том, что это та часть населения области, которая, вносит свой вклад, в потенциал региона и в ближайшем будущем будет ещё более активно участвовать в социально-экономическом развитии Прибайкалья. В то же время характерный для Иркутской области большой отток населения из региона имеет в своей природе и тот факт, что буряты трудоспособного возраста, переезжают в другие регионы, так как не находят возможностей для самореализации.

Отсюда следует, что без успешного развития бурятского этноса Прибайкалья, имеющего существенный удельный вес в социально-политической, экономической, демографической и иных сферах жизни Прибайкалья, нельзя представить устойчивое развитие Иркутской области в целом.

 

2. Основные проблемы, требующие решения в рассматриваемый период

 

Создание нового субъекта Российской Федерации в результате объединения ранее самостоятельных субъектов Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ имеет своей целью совершенствование системы государственного устройства, повышение уровня жизни населения, придание нового импульса развитию региона.

Отдельного внимания и решения требуют проблемы, сложившиеся на территории Усть-Ордынского Бурятского округа в связи с дисбалансом в социально-экономическом положении области и округа, а также в уровне бюджетной обеспеченности, промышленного развития, медицинского обслуживания, материально-технического оснащения систем образования и культуры и многим другим позициям.

Для эффективной работы по сохранению и развитию этноса необходим комплексный подход, который подразумевает не только решение проблем культурного развития, в том числе языка, народного творчества, художественных промыслов и ремёсел, но и решение проблем сохранения традиционных форм хозяйствования и землепользования.

Одной из важнейших для бурят Прибайкалья является проблема сохранения бурятского языка. Сузилась сфера применения бурятского языка, постепенно он был вытеснен из делового и почти исчезает из бытового общения. В настоящее время только 28% коренного населения бурят являются носителями языка. Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла западный диалект бурятского языка в Красную книгу исчезающих языков. Сегодня стоит задача расширения сферы применения бурятского языка в официальной и бытовой сфере, повышение престижа знания родного языка, совершенствования форм и методов его преподавания через решение вопроса кадрового обеспечения квалифицированными специалистами, нормативно-правовой и материально-технической базой, учебно-методическим комплексом. Важное значение в сохранении бурятского языка в Иркутской области имеет определение его статуса в Уставе Иркутской области.

Большую актуальность приобретает кадровая проблема, в том числе трудоустройства людей, потерявших работу в результате реорганизации территориальных органов федеральных служб в новом субъекте, сохранения представительства специалистов бурятской национальности на всех уровнях властных, управленческих и иных структур, чему должна предшествовать качественная подготовка конкурентоспособных профессионалов, прежде всего – представителей молодого поколения.

У бурят издревле существовала народная система предписаний и табу, норм и правил, в том числе основные принципы шаманизма, не позволяющие потребительского, хищнического отношения к природе, ее богатствам и творениям. Особое место в духовной и обыденной жизни бурят занимает проблема сохранения чистоты озера Байкал – объекта Всемирного природного наследия. В данном случае Байкал не просто уникальный природный объект, не только источник существования, но и сакральное место, прародина бурятского народа, средоточие бурятских культовых мест. В силу этого проблема защиты Байкала для бурят Прибайкалья не столько экологическая, сколько нравственная.

Серьёзную социальную проблему представляет повышенный уровень заболеваемости бурят алкоголизмом. По данным специальных исследований, у бурят имеется повышенная популяционная чувствительность к алкоголю вследствие биохимических особенностей генотипа. Всё это в совокупности с другими социальными проблемами (низкий уровень заработной платы, безработица) составляет серьёзную угрозу проблемам сохранения и развития бурятского этноса.

Значимой экологической и социальной проблемой являются последствия ядерных испытаний на территории Усть-Ордынского бурятского округа.

Отдельной экологической проблемой является и проблема обеспечения качественной питьевой водой в районах округа.

Проблемы сохранения традиционных форм хозяйствования и землепользования означает возрождения видов деятельности, основанных на специфике природно-климатических условий: табунного коневодства, разведения овец, местных пород крупного рогатого скота. Все эти виды деятельности были вписаны в местную природную среду, имели тесную связь с естественным ландшафтом, учитывали потенциал пастбищных условий. Сокращения пастбищных площадей и сенокосных угодий стало тормозом в развитии скотоводства – исконного занятия бурят, одной из основ сельхозпроизводства. Во время строительства Братской ГЭС в зону затопления попали пойменные луга, были выведены из оборота обширные площади земель сельскохозяйственного назначения. Эти же факторы наряду с урбанизацией стали причиной сокращения охотничьих угодий, уменьшения численности, сокращение ареала и уничтожение популяций промысловых животных и рыб, что подорвало основы также традиционных для бурят занятий – охоты и рыболовства. Ущерб от этого ощущается до сих пор.

В новых условиях возрастает роль бурятских национально-культурных автономий – как института гражданского общества. В Иркутской области создано и действует 16 бурятских национально-культурных автономий. Для полноценного функционирования данных организаций необходимо принятие регионального Закона о государственной поддержке национально-культурных автономий, что весьма актуально для всех народов Прибайкалья.

 

3. Основные направления деятельности по сохранению и развитию бурятского этноса в Иркутской области

 

Для координации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и общественных структур необходимо осуществить систему мер, обеспечивающих достижение основной цели и реализацию поставленных задач.

1. В политико-правовой сфере

Система мер в данной сфере предполагает, прежде всего, разработку и экспертизу проектов законов, иных правовых актов, касающихся бурятского этноса Иркутской области, содействие их принятию Законодательным собранием и Правительством региона. Следует создать законодательную базу для определения и закрепления за бурятами статуса коренного народа (наряду с эвенками и тофаларами), для этого разработать и принять областной закон «О коренных и малочисленных народах Иркутской области», в котором развить систему взглядов и мер по закреплению территорий традиционного природопользования и традиционной среды обитания, созданию условий для сохранения и развития традиционных видов деятельности, обеспечения приоритетного доступа к земельным и охотничьим угодьям, развитию традиционных хозяйственных промыслов и т.д.

Разработка и законодательное закрепление особого статуса Усть-Ордынского Бурятского округа с учётом сложившихся реалий, совершенствование принципов формирования законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения представительства бурятского этноса в их составе и создания механизма реального влияния на принятие решений, касающихся интересов бурят Прибайкалья.

2. В сфере экономического развития и сохранения традиционных систем землепользования

Подготовка и реализация программ экономического развития, обеспечения бюджетного финансирования, аккумуляции внебюджетных средств, предоставления налоговых льгот, разработка системы мер по восстановлению и развитию традиционных для бурят видов природопользования, сельхозпроизводства, традиционных хозяйственных промыслов. Одновременно необходима программа модернизации производств, внедрение современных технологий в процесс переработки сельхозпродукции, обработки и сбыта продукции охотничьего, рыболовного и других промыслов. Создание эффективного агропромышленного кластера в территориях компактного проживания бурят с учётом их исторической специализации.

Внесение изменений в земельное законодательство в части установления безвозмездного срочного пользования коренного населения земельными участками для традиционного природопользования, в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - в части установления полномочий органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренного народа Иркутской области, в законодательство о рыболовстве и животном мире – в части приоритетного доступа коренных народов области к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к водным биологическим ресурсам и охотничьим животным.

3. В социальной сфере, демографической и экологической политике

Необходима разработка программы устранения диспропорций в уровне социального развития между жителями Иркутской области и Усть-Ордынского округа и обеспечения равных социальных прав и гарантий.

Организация научных исследований медико-демографической и эколого-туристической направленности, на их основе разработать программу развития бурятского этноса в этой сфере. Сохранение и распространения знаний традиционной народной медицины, в том числе тибетской, для снижения уровня заболеваемости, сохранения физического и нравственного здоровья населения. Разработка программы борьбы алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, как на региональном, так и на муниципальном уровне.

4. В духовной сфере, идеологии и информационной политике

Духовно-идеологическая составляющая включает в себя комплекс общепринятых норм, направленных на формирование благоприятного морально-психологического климата в межнациональных отношениях, основанных на глубоком уважении всех культур и народов, населяющих Прибайкалье. Важно построить систему отношений, основанную на осознании единства бурятского этноса, развитии национального самосознания на основе морально-этических норм шаманизма и буддизма, всемерной поддержки их социальной активности. В духовной сфере важно предусмотреть меры по возрождению традиционных нравственно-этических норм уважения к старшим, к предкам, к сиротам и обездоленным людям, к чести семьи и рода.

Предполагается создать комплекс мер, направленных на максимально широкое информирование населения об истории и культуре бурят, о деятельности государственных и общественных структур по развитию бурятского этноса в Прибайкалье на основе современных информационных технологий, создание условий для ведения плановой научно обоснованной издательской деятельности.

5. В сфере развития традиционной культуры

Необходимо сформировать основные направления деятельности и комплекс мер, направленных на сохранение историко-культурного наследия, национальной самобытности бурят Прибайкалья, обеспечение равных прав на участие в культурной жизни и доступа к мировым культурным ценностям. Следует способствовать созданию оптимальных условий для сохранения и развития бурятского языка, развития профессионального искусства и народного творчества, сохранения историко-культурных памятников и культовых мест, создания информационной базы объектов культурного наследия бурятского народа, многофункциональных этнокультурных и культурно-просветительных центров бурятского народа, улучшение материальной базы учреждений культуры. Разработать и принять Закон «О бурятском языке в Иркутской области».

Важнейшим направлением работы должен стать этнотуризм, создание историко-этнографических и туристическо-рекреационных комплексов. Создание программы развития национальных видов спорта – национальной борьбы, конного спорта, стрельбы из лука, национальных шахмат – как основы физического здоровья бурятского этноса. Требуется возрождение традиционных методов воспитания подрастающего поколения.

6. В сфере науки, образования и кадровой политики

На данном направлении должен быть осуществлён ряд прикладных комплексных и узкоцелевых исследований состояния и перспектив развития бурятского этноса, активизирована исследовательская деятельность научной и творческой интеллигенции, аспирантов, школьников. Принятие программы практического внедрения результатов исследований, совершенствования системы подготовки национальных кадров. Необходима разработка основных направлений кадровой политики среди бурят Прибайкалья с целью планирования их профессиональной подготовки, предупреждения безработицы, эффективного использования трудовых ресурсов.

7. В сфере развития национально-культурных автономий, международного и межрегионального сотрудничества с бурятскими диаспорами

В этой сфере необходимо способствовать разработке и принятию закона Иркутской области «О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений Иркутской области», на его основе обеспечение правового, организационного, материально-технического, финансового и иного содействия деятельности Иркутской региональной бурятской национально-культурной автономии «Иркут», местных национально-культурных автономий, и создание федеральной бурятской национально-культурной автономии.

Использовать потенциал бурятского этноса в укреплении культурных и экономических связей Иркутской области с Республикой Бурятия и Агинским Бурятскими округом, в расширении сотрудничества с соседними регионами – Забайкальским краем, Республикой Саха (Якутия), Республикой Тыва. Необходима организация всестороннего сотрудничества с бурятскими национально-культурными объединениями в городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск и др.,), странах СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан, Киргизия). Заключение соглашений о партнёрстве по развитию бурятского этноса с Республикой Бурятия, Забайкальским краем. Укрепление международных отношений с Китаем и Монголией через использование сложившихся отношений с бурятскими диаспорами, в том числе проведение Международного фестиваля бурятской культуры «Алтаргана».

 

4.Механизм и основные этапы реализации Концепции

 

Главными субъектами реализации Концепции развития бурятского этноса в Иркутской области являются Законодательное Собрание и Правительство Иркутской области, областное государственное учреждение «Центр сохранения и развития бурятского этноса», Иркутская региональная бурятская национально-культурная автономия «Иркут» и местные национально-культурные автономии.

Механизм её реализации должен содержать комплекс политико-правовых, организационно - хозяйственных, научно - методических и иных мероприятий, направленных на создание законодательной базы, разработку и реализацию федеральных, региональных, муниципальных, а также ведомственных целевых программ, направленных на социально-экономическое и этнокультурное развитие бурятского этноса Прибайкалья.

Реализация Концепции предполагает как минимум три этапа:

1 этап: 2009-2010 г.г. – обсуждение проекта Концепции, её принятие Правительством Иркутской области; Принятие закона «Об особом статусе Усть-ордынского бурятского округа».

2 этап: 2011-2012 г.г. – разработка и принятие соответствующих Законов Иркутской области, комплексной целевой программы и целевых отраслевых программ;

3 этап: 2013-2020 г.г. – практическая реализация Законов и целевых программ.

 

5. Контроль за реализацией Концепции

 

Законодательное Собрание и Правительство Иркутской области, областное государственное учреждение «Центр сохранения и развития бурятского этноса» осуществляет государственный контроль по реализации Концепции. Общественный контроль и мониторинг – бурятские национально-культурные автономии Иркутской области.

 

Список использованной литературы

 

1. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, 1996 г.

2. Федеральный конституционный Закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», 2006 г.

3. Проект доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, 2008 г.

4. Устав Иркутской области, 2009 г.

5. Национальный состав населения Иркутской области по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года. Аналитическая записка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области г. Иркутск,

2005 г.

6. Проект Закона о государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений Иркутской области, 2008 г.

7. Проект Концепции развития культуры и искусства Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, 2005 г.

8. Концепция государственной национальной политики Республики Бурятия, 1997 г.

9. Закон о языках народов Республики Бурятия, 1992 г.

10. Устав Агинского Бурятского автономного округа, 2002 г.

11. Устав Забайкальского края, 2009 г.

12. Устав Красноярского края, 2008 г.

13. Устав Пермского края, 2007 г.

14. Проект Концепции развития национальной школы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2009-2012 гг.

15. Образование и устойчивое развитие коренных народов Сибири (Резолюция международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 2005 г.)