Основные сведения о бурятах

Численность и расселение

Буряты – одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. Буряты проживают преимущественно в Республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском округе и других районах Иркутской области (Ольхонском, Качугском, Нижнеудинском, Балаганском, Усть-Удинском, Зиминском, Слюдянском, Тулуновском, Усольско-Ангарском),  на территории бывшего Агинского Бурятского автономного округа в Читинской области, который в 2008 году вошел в состав Забайкальского края. Буряты также живут на севере Монголии  и небольшими группами на северо-востоке Китая  (преимущественно местность Шэнэхэн Хулун-Буирского аймака Автономного Района Внутренняя Монголия (КНР).

По данным переписи населения 2010 г. в России проживало 461,4 тыс бурят.

Формирование бурятского народа

По мнению исследователей, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих в Прибайкалье.

Основ­ную часть его составили монгольские пле­менные группы (они же принесли и мон­гольскую основу бурятского языка), но кроме них в состав бурят вошли местные тунгусские и тюркские племена. До конца XVII века в Прибайкалье не было государственных границ, племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось, и появились условия для формирования бурятской народности. Многие исследователи сходятся во мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII-XVIII вв. большинство коренных племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности – бурят. Именно в XVII в России начинают появляться первые сведения о бурятах, когда в «Братскую землю» пришли казаки. Первые известия о бурятах русские служилые получили в 1609, когда название упоминается в документах Сибирского приказа. С этого времени нача­та, добровольное вхождение бурятских племен в состав Русского государства. Процесс этот занял несколько десятков лет. После присоединения к России бурятам было предоставлено право свободно исповедовать свою религию, жить согласно своим традициям, с правом выбора своих старейшин и глав.

Происхождение этнонима «буряты»

Существует несколько объяснений этимологии этнонима “буряты”.

В русских документах XVII-XVIII вв. бурятов именовали “братские люди”. “Братские люди” – это твердое произношение русскими  этнонима “буряты”. По другой версии, этноним “бурят” связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино, который восходит к почитанию волка (“бури” монг. из тюрк.) в качестве тотемного животного. Племя же булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского народа – первоначального носителя этнонима “буряты”. По другой версии, степняки-монголы именовали северных жителей Предбайкалья «бураад» – “лесные” жители от слова “бураа” – “густая роща”, “лесная чаша”. Предположительно название народности могло произойти и от монгольского корня “бул”, что означает “лесной человек”, “охотник”, по другой версии от корня “бу” – ловец соболя.

Среди бурят выделяются следующие этнические группы (4 племени): булагаты (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), эхириты (Баргузинский, Баяндаевский, Кударинский районы Бурятии, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), хонгодоры (буряты Иркутской области вне Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), хоринцы (Агинский автономный округ Читинской области, Хоринский и другие районы Бурятии). Существует также деление по территориальному признаку — нижнеудинские, аларские, боханские, нукутские, осинские, ольхонские, баргузинские, тункинские, хоринские, агинские, шэнэхэнские, селенгинские и др.

Язык и письменность

Бурятский язык, наряду с русским, является государственным языком Республики Бурятия (Закон «О языках народов Республики Бурятия», 1992).  Он относится к северо-монгольской группе монгольских языков. Бурятский язык используется как средство обучения в начальной школе и преподается как предмет в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах. На бурятском языке издается учебная, художественная и публицистическая литература, выходят газеты и журналы, осуществляется теле- и радиовещание, функционирует театр. Центрами научного изучения языка являются Бурятский институт общественных наук Сибирского отделения РАН и Факультет бурятской филологии Бурятского государственного университета.

Устав Забайкальского края устанавливает, что «на территории Агинского Бурятского округа наряду с государственным языком может использоваться бурятский язык». Устав Иркутской области устанавливает, что «органы государственной власти Иркутской области создают условия для сохранения и развития языков, культур и иных составляющих национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа».

С конца XVII века буряты пользовались старомонгольской письменностью. В 1931 бурятская письменность была переведена на латиницу, а в 1939 — на русскую графику с добавлением букв «ө», «ү», «h» для передачи специфических звуков. В основу современного литературного языка положен хоринский диалект.

Общее число говорящих на бурятском языке по данным на 2010 год — около 283 тысяч человек, в том числе в России — 218 557 , в Китае ок. 18 тыc., в Монголии 46 тыс.

Уклад

Географическая среда оказывала сильное влияние на основные параметры жизнедеятельности бурят. Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят в XVII веке являлось скотоводство. Многие исследователи полагают, что собирательство, охота, рыболовство у бурят не имело большого зна­чения. Охота была распространена преимущественно в горно-таёжных районах, рыболовство на побережье Байкала, на острове Ольхон, некоторых реках и озёрах. Существовал промысел нерпы.

Охота и земледелие имели подсобное значение и степень их развития зависела от скотоводства. Оно сохраняло свое ведущее значение и позже, несмотря на то, что под влиянием русских крестьян буряты всё больше стали заниматься пашенным земледелием. Буряты разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В западных районах Забайкалья скотоводство у бурят было полуоседлого типа, на зиму здесь запасали корма. Для этого района характерна подготовка сенокосов. Скотоводство бурят заметно отличалось от табунного скотоводства Монголии, прежде всего, преобладанием крупного рогатого скота, что не характерно для чисто кочевых степных народов. Известно, что для круглогодичного выпаса и больших переходов лучше приспособлены лошади и овцы. По всей видимости, широкое разведение крупного рогатого скота у бурят связано с сокращением размеров кочевок как следствие присоединения Бурятии к России и перехода к полуоседлому образу жизни.

В XVIII—XIX вв. интенсивно распространилось земледелие, особенно в Иркутской губернии и Западном Забайкалье. Количественное соотношение кочевых и оседлых бурят было различно и варьировало в зависимости от их местообитания и интенсивности контактов с русским населением.

По мнению известного бурятского ученого И.А.Асалханова к концу XIX в. кроме агинских бурят, все остальные уже вели оседлый образ жизни. В советский период буряты полностью перешли к оседлости. Вплоть до 1960-х большинство бурят оставалось в аграрном секторе, постепенно вовлекаясь в многоотраслевую промышленность. Возникли новые города и рабочие посёлки, изменились соотношение городского и сельского населения.