Тофаларский костюм
Одежда, украшения, обувь тофов были крайне примитивными, но удобными в использовании. Лучшие женские одежды шились из китайского шелка. Конечно, не каждая семья имела такой праздничный наряд. В основном была одна одежда – кожаны из шкур, в которых ходили зимой и летом. Спали в тех же кожанах. Кожан-тон (тоф.) – зимний халат из выделанной шкуры оленей, кабарги с мехом внутрь или без меха, в зависимости от времени года. Сшивались кожаны жилой дикого зверя. Женские и мужские предметы одежды отличались друг от друга, хотя застежка везде шилась на одну сторону. Мужские кожаны украшались черными тряпочками-лентами, а женские – цветными (в два-три цвета) тканями или лентами, которые привозились из Тувинии или Бурятии. Чаще это был геометрический орнамент по груди от плеча до пояса и далее прямые линии по подолу одежды. Кожаны подвязывались трехметровыми красными или другого цвета поясами. Платья шились по такому же принципу, но позднее использовались и шелковые ткани.
Позднее тофаларские женщины стали носить более удобную одежду, чем кожаны – платья из материала. Обычно это прямое платье на кокетке или с отрезной талией. Праздничное платье могло быть с файбарой на кокетке или цветной лентой. Существовали некоторые различия в женском платье. Шелковые, простые платья для молодых женщин и для девушек шили узкими и длинными, а для женщин более солидного возраста – шире и короче. Покрой этой одежды очень прост: в виде рубахи на кокетке со складками от кокетки и по шву рукава. Рукав заужен или рубашечный. Простые платья шили из привезенных от русских бязи, ситца или кумача.
Кроме этой одежды, девочки и женщины носили юбки со складками длиною до щиколотки, сверху надевали тонкий халатик с поясом. Халат мог быть короче платья или юбки. Тофаларские мальчишки, как и взрослые мужчины, носили куртки из замши, праздничные из покупного сукна. Так же, как и платья, рубашки украшали тряпочками-лентами, геометрическим орнаментом. Крой похож на русскую косоворотку.
Женщины прекрасно умели выделывать шкуры животных, тонировать их, продымляя над кострами и придавая тем красивый оттенок и прочность.
Обувь тофалары шили мехом внутрь (унты) с загибом на верхней части и перевязывали их веревочкой из замши .
Кроме того, из кожи шили различные сумки, шкатулки, поясные кошельки для охотников и украшали все это удивительным камнем – кастаринским. Этот камень считался священным и служил амулетом. Это, пожалуй, единственный камень загадочного происхождения, который использовался в качестве украшения, несет национальный характер.
Декорирование готовых изделий
Для рукоделия также широко использовался подшейный волос оленя. Для изготовления ниток, веревок использовался конский волос. Он брался только из гривы. В качестве украшения на платье могла быть обшивка красной лентой по воротнику или мехом белки по обшлагу рукава. Имеющаяся на платьях свастика является влиянием алтайцев, кочевников Барабинских степей, частью саратов, таджиков.
Основной головной убор у женщин – это платок, повязанный вокруг головы концами с затылка по лбу без узла. В праздничные дни на голову надевали нарядные цветные платки с кистями, завезенные от русских. Кроме платков голова тофаларки украшалась лентами из черных ниток-мулине, вплетенными в косы монетками.
Пояс как для женщин, так и для мужчин мог быть из шелка или атласа. По-видимому, он имел большое значение в одежде тофов. Чтобы иметь пояс, тоф мог уйти далеко от своего жилища: в Туву, Бурятию или даже в Монголию. Преобладали цвета красный, синий, зеленый, но не белый. Лишь на охоту надевался кожаный пояс.
Практически украшения женщины и девушки ничем не различались, их количество зависело от достатка семейства. Но наиболее зажиточные женщины расшивали свою одежду и головные уборы бисером, купленным у бурят, русских, тувинцев, и оторачивали рукава платьев, кожаны, шапочки, жилеты мехом соболя.
Женские руки обязательно украшались кольцами и перстнями. Кроме меди и серебра, в Тофаларии (по рассказам) было и золото. Обработкой золота занимались буряты и монголы и продавали тофам за пушнину.