Опубликовано 14 февраля 2010
После проведения обряда очищения и ритуальных действий все гости были приглашены на открытие выставки в Государственный национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа. Участники уникальной экспозиции окунулись в мир высокого искусства…Гобелены из конского волоса, предметы культа, национальные костюмы и украшения, живопись и сувенирная продукция вызвали живейший интерес у посетителей выставки. Из всех видов человеческой деятельности только искусство способно передать те богатые традиции, обычаи, память и связь с предками, свойственные бурятскому народу.
В экспозиции были представлены работы талантливых мастеров и художников Усть-Ордынского Национального центра художественных народных промыслов. Одним из разделов выставки были гобелены из конского волоса. Искусство плетения из конского волоса известно бурятам издавна. Умельцы плели веревки, сети, обувь, половики – таары. На основе традиционных тааров возникло новое направление в декоративно-прикладном искусстве бурят – гобелены из конского волоса. В экспозиции они представлены двумя авторами Екатериной и Ефимом Осиповыми. За период работы в Центре у художников выработался собственный взгляд на творчество, они создают серию работ посвященную улигершинам.
Современные художники очень часто используют культовую тему в своем творчестве. Гобелен Ефима «Проводник» связан с темой шаманизма. Шаманы имели наследственное происхождение. Они сочетали в себе функции служителя культа, астролога, врачевателя, поэта, артиста, знатока традиций.
Если говорить о самом мастере, Осипов Ефим – обладатель золотого диплома Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана-2008» за участие в выставке мастеров народных художественных промыслов в номинации «Переосмысление традиций». Автор завоевал Гран-при Межрегионального фестиваля «Русь Мастеровая», в 2009 году вошел в Книгу рекордов Иркутской области.
«Онгоны», «Всадники» … Автор работ Виктория Банаева представила серии работ из войлока и кожи. Декоративное панно «Всадники» выполнено по мотивам «Шишкинских писаниц» – уникального памятника древнего изобразительного искусства. Находятся они на территории Иркутской области, название свое получили от находящейся рядом деревни. Шишкинские писаницы являются священными местами для коренного населения. «Онгоны» – духи-помощники, сопровождающие шамана в проведении ритуальных обрядов. Мастер Виктория Банаева также обладатель золотого диплома Международного фестиваля «Алтаргана-2008» за участие в выставке мастеров народных художественных промыслов в номинации «Переосмысление традиций».
Один из разделов экспозиции был представлен творчеством Анжелики Алсаткиной. Немалая часть культурной жизни округа ассоциируется с Анжеликой, заслуженным деятелем культуры УОБАО, членом Союза художников Российской Федерации. В 2009 году вошла в книгу рекордов Иркутской области, получила диплом II степени на Международном фестивале моды монголов мира «Торгон, сайн зам» (г. Улан-Удэ). Анжелика Алсаткина работает с материалами, которые издавна применяли в традиционной культуре бурят – это войлок, кожа, кость, металл, конский волос. В своем творчестве сумела отразить своеобразие традиционного духовного мира бурят, в котором значительное место занимают языческие шаманские представления. В своих произведениях она поставила сложную задачу – раскрыть своеобразие мировосприятия, предполагающее существование иных, невидимых миров и общение с ними посредством духов. Исследовав древний пласт народной изобразительности, она претворила его в своем творчестве.
Алексеева Маргарита – мастер по шитью национальных костюмов – воссоздала по этнографическим материалам коллекцию зимней и летней традиционной одежды Предбайкальских бурят. Ее уникальная коллекция бурятских национальных костюмов, детали которых восстановлены по старинным фотографиям – вызвала огромный интерес не только у обывателя, но и у знатоков и творческих коллективов.
Национальные украшения «Саажа», «Нархинсак» исполнены мастером по художественной обработке металла Хамагановым Константином. Ведь на сегодняшний день бурятским ювелирным искусством владеют лишь единицы, среди них и Константин Хамаганов. Мастерство перенял от отца Хамаганова Анатолия Дагдыновича, принадлежащего к роду белых кузнецов.
Украшения сделаны на основе традиционных, с элементами стилизации.
В экспозиции также представлены живописные работы Асалхановой Екатерины, члена Международной ассоциации искусствоведов. Работы художника находятся в Музее нонконформистского искусства (г.Санкт-Петербург), в частных собраниях Японии, США. Основу ее творчества составляет буддийская иконография.
Сувенирная продукция была представлена Харгаевой Юлией. Декоративные панно, амулеты, обереги из кожи, войлока и сувенирные куклы.
В заключение можно сказать, что у мастеров и художников Национального Центра выработался собственный стиль. Задачей Центра является возрождение и пропаганда бурятского декоративно-прикладного творчества, народных промыслов на основе исторических и культурных традиций. Самобытное творчество талантливых, профессиональных в своем деле мастеров и художников становится яркой страницей современного декоративно-прикладного искусства не только в округе, но и во всей Иркутской области.
По материалам Усть-Ордынского Национального центра
художественных народных промыслов