Опубликовано 23 октября 2010

Священная гора Байтог (Эхирит-Булагатский район

Уважаемый шаман Маха – Шабаев Терентий Владимирович во время посещения горы Байтаг в составе этнографической экспедиции, проведенной ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса».

19 октября 2010 года состоялась поездка в село Байтог Эхирит-Булагатского района Иркутской области – это первый этап этнографической экспедиции по маршруту г. Иркутск – Эхирит-Булагатский район (гора Манхай – село Байтог) –   п. Качуг (Шишкиские писаницы) – г. Иркутск с целью сбора материалов  по теме «Культовые объекты на древнем пути от Байкала до Лены. Взаимопроникновение культур» в рамках Ведомственной целевой программы «Сохранение и эффективное использование нематериального культурного наследия бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа» (2010 – 2012гг.).  В составе экспедиции уважаемый шаман Маха – Шабаев Терентий Владимирович, директор ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» Амагзаев Александр Андреевич, ведущий методист Центра Осопова Аюна Игнатьевна, видеооператоры студии «Феникс» и фотограф Олег Бережных.

Дирекция ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» благодарит администрацию МО «Ахины» за оказанную помощь в организации этнографической экспедиции.

Общеэхиритским является культ горы Байтаг, находящейся в Эхирит-Булагатском районе, в верховьях реки Куды, правого притока Нижней Ангары, напротив 1-2 Байтогских улусов, ныне села Байтог. Байтаг (от тюркского – «богатая гора»).   

Байтаг – наиболее почитаемая шаманистами гора, находящаяся в верховьях р. Куды, правого притока Нижней Ангары. Байтаг – слово тюркского происхождения, означающее «богатая гора». Байтаг был культовым центром эхиритского племени. До революции сюда на молебствия стекалось много сотен верующих, в жертву приносили до 300 овец и 100 кобылиц. Еще в начале 30-х гг. на горе Байтаг сохранялось 85 деревянных столбов, на которых когда-то, привязывалось столько же жертвенных животных, приносимых от каждого бурятского рода духу-хозяину горы. На горе имеются писаницы, относящиеся к неолиту и курыканскому времени (Манжигеев, 1978, с. 22).

Буряты верховья реки Куды проживают в селах Ахины, Бух-тумур, Байтог Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского бурятского автономного округа и, по установившемуся в этнографической литературе делению, относятся к прибайкальской группе этноса. Исторические источники и устные предания свидетельствуют, что данная группа (ныне еще сохраняющая родовые деления) ведет свое начало от родоначальников Буры и Хадалая, относящихся к племени Эхирит. Современные буряты, т.е. потомки Буры и Хадалая, ежегодно по родам, а иногда и совместно устраивают на горе Байтог тайлаган – жертвоприношение духу-хозяйки местности, покровителям рода.

Раскрытие семантики имени духа-хозяйки горы Байтог, обнаруживает безусловно ее сложность, так как оно представляет собой эпитеты,в которых видна определенная смысловая направленность. Так, в бурятском языке есть прилагательное «Бутан», что значит «полный, целостный». Оно в сочетании с словом «басаган» (девочка) означает девственницу. Имя Бутан созвучно Будан хатан иибии – имени мифической дочери ойратского Тайжи-хана, считавшейся матерью Булагата. Возможность смены буквы «т» на «д» опровергается специалистами-филологами. Далее, «хатан» означает госпожа, а «иибии» – мать, бабушку. В имени духа хозяйки горы Байтог подчеркивается  женское начало. Современные буряты, обращаясь к духу-хозяйки горы Байтог, называют ее «тоодэй», т.е. бабушка, а женский пол жертвенного животного символизирует плодородие и потомство. (Хандагурова, с. 63-66).