Опубликовано 28 февраля 2011

Вольный ветер степи. Юрты. Табун лошадей….  Всё это является частью прошлого земли, на которой мы живём. Но где сейчас взять современному человеку хотя бы кусочек той жизни, которую проживали его предки? Конечно же, в искусстве! Иркутск, как город многонациональный, имеет в своей культуре весомое влияние бурятского искусства. И ближе познакомиться с национальными особенностями этого народа предлагает выставка молодого художника, выпускника кафедры изобразительного искусства и методики, Иркутского государственного педагогического университета, Александра Имедеева.

Александр участвовал в различных молодежных выставках, но теперь решился на персональную. Желание показать занимательные моменты родной культуры нашло своё воплощение в графических и живописных полотнах.

«Тонто нютаг» на языке бурят означает «малая родина». И действительно, каждая работа художника принизана любовью и вниманием к местным обычаям.

Здесь представлен и праздник Сур-Харбан в его отличительные моменты действия. «Сур-Харбан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур (мишень из кожаного мешка)». Кроме стрельбы из лука устраивались скачки и состязания в борьбе. Во время праздника исполнялся танец «ёхор». Воины, полные силы и стремления предстают перед нами на графических работах.

На других картинах нас встречают шаманы во всей присущей им мистичности, которую вполне могут ощутить даже современные люди. Изображать не только видимый, но и сокрытый мир – это широкая возможность в выборе изобразительных средств для художника. В своих работах на эту тему Александр уделяет большое внимание главному атрибуту каждого шамана – бубну.

Не обходит своим вниманием автор и тему прекрасных девушек. Только их образы также даны сквозь призму национального взгляда. Серия работ так и называется «Дангина», что переводится, как «красавица». Они загадочны, но прекрасны. Просты, но непостижимы.

Переходя от одной работы к другой, невольно ловишь себя на мысли, что в картинах художника звучат мелодии песен бурятского народа. Заново возрождает многие торжественные или бытовые моменты народной жизни. А это означает, что связь с прошлым не утрачена.   Потомки чтят своих предков. Память, как дань уважения, к тем, у кого были табуны лошадей, юрты и вольный ветер степи…

 

Моженкова Мария

искусствовед