Опубликовано 08 июня 2012

8 июня в Центре культуры коренных народов Прибайкалья состоялся мастер-класс по изготовлению свадебных атрибутов

На мероприятии присутствовали представители Нукутского, Осинского районов, сотрудники Центра культуры коренных народов Прибайкалья, студентка из Германии, обучающаяся на факультете изобразительных искусств, специальности культурология НИИ Иркутского государственного технического университета.

Мастер по пошиву национальных костюмов ОГБУК «Центр художественных народных промыслов» Мария Маглаева показала технику изготовления лент с монетами, украшающих голову жениха.

Перед тем как приступить к изготовлению украшений, методист Центра художественных народных промыслов Виктория Банаева рассказала о том, как раньше проходили свадьбы.

Головной убор жениха, состоящий из нескольких лент, украшается серебряными или золотыми монетами, это могут быть даже пуговицы – в зависимости от его достатка. Виктория Банаева показала фотографию из Байтогского краеведческого музея, где представлено украшение с одной лентой, позднее его начали изготавливать из трех лент. Задняя ленточка была в виде косы, монеты нашивались не только на головной убор, но и по подолу рубашки или халата жениха. «Этот обряд говорит о том, что жених приобщается к роду невесты. В этнографических записках также упоминается о том, что украшали и друзей жениха», — говорит мастер.

Свадьба начиналась с того момента, когда невеста и ее родные подъезжали к юрте жениха. Невеста переодевалась с девичьего костюма в женский. В костюм девушки входили налобные, нагрудные, височные украшения. Нагрудное украшение она носила до рождения первого ребенка. Височно-нагрудные украшения состояли из подвесок, которые прикреплялись к височным косам, позже их стали крепить к головным уборам, они свисали на грудь, прикрывая лицо и шею с обеих сторон.

Важно отметить, что для того чтобы прийти в род мужа, невеста должна была пройти обряд поклонения родовым онгонам и огню. Этот обряд начинался после того, как девушка надевала украшения, которые прикреплялись к головному убору. Далее она заходила в юрту, ей подавали куски жира, и она начинала кидаться ими в нагрудную часть будущего свекра, который сидел на почетном месте. После этого свекор подносил часть жира к огню, а часть съедал вместе с теми, кто находился с ним рядом. Это связано с тем, что жир считался символом богатства, символом почтения духов (онгонов). Далее невеста подходила к огню, ворошила угли, и это считалось, что она стала полноправной хозяйкой.

Говоря о приданом невесты, Виктория Банаева отметила, что когда девушка выходила замуж, она брала с собой два сундука, они были размером с ростом невесты и жениха. Это связано с тем, что когда она умирала, ее хоронили в этом сундуке. Второй сундук предназначался для будущего мужа.

Рассказ о свадебных традициях и мастер-класс по изготовлению атрибутов для свадьбы прошли в плодотворной и уютной атмосфере. Участники мероприятия открыли для себя много нового.

Организаторами мероприятия выступили: Министерство культуры и архивов Иркутской области, ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья»

Надежда ЕЛТОМОЕВА