Опубликовано 24 сентября 2013

Яркий белорусский праздник «Дажынкi», символизирующий окончание жатвы, состоялся в минувшие выходные в пос. Александровск Аларского района.

Организаторами выступили региональная общественная организация «Иркутское товарищество Белорусской культуры им. Я.Д. Черского» (ИТБК), Иркутская молодежная организация «Молодежный клуб Крывiчы», ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья», ОГБУК «Усть-Ордынский национальный центр народного творчества».

Цель мероприятия — возрождение, развитие и сохранение древних белорусских обрядовых традиций в Прибайкалье.  «К этому вопросу мы подходим, прежде всего, с научно-этнографической точки зрения. Мы детально изучаем материалы и реконструируем обряды», — подчеркнул Олег Рудаков, один из организаторов праздника, член Областной Рады Иркутского товарищества Белорусской культуры им. Я.Д. Черского.

Со словами приветствия выступил мэр Аларского района Александр Футорный: «По воле судьбы много лет назад наши предки из Белоруссии и Украины приехали в Сибирь осваивать новые земли. Буряты приняли их гостеприимно. Это наша история, которую мы не должны забывать. В нашем районе тоже проживают белорусы. Мы найдем лидера белорусской диаспоры Аларского района, который будет поддерживать связь с белорусским центром г. Иркутска».  Как отметил глава района, в Иркутской области проживает 8 тысяч белорусов, а в Аларском районе их проживает 85 человек.

«Мы впервые проводим на аларской земле такое большое и красивое мероприятие. И мы очень надеемся на дальнейшее сотрудничество», — говорит Алена Сипакова, председатель Иркутского товарищества Белорусской культуры им. Я.Д. Черского.

Сам обряд «Дажынкi» проводился в поле. Ансамбль аутентичной песни «Крывiчы» и детский фольклорный ансамбль «Званочкi» (руководитель – Воля Галанова) провели обряд по сценарию, составленному Олегом Рудаковым, с элементами театрализованного представления. В старину белорусы на «Дажынкi» собирались всем селом. Впереди жней вела старшая «жнея-пастацянка» (пастацянка – от слова «постаць», полоса, которую сжинала, гнала жнея). Она распределяла жней в зависимости от возраста, успешности в работе, где кому встать, за кем вести свою постаць-полосу. Делалось это для того, чтобы достигнуть хорошего ритма в тяжёлой и ответственной работе, чтоб работа спорилась, никто никого не задерживал, и если нужно, подбадривал. В ходе работы шло незапланированное, органичное соперничество, так как общий успех зависел от каждого в отдельности и всех вместе. Работа сопровождалась традиционными песнями. Эта часть обряда была обыграна как конкурс жней. Участвовало несколько пар женщин, одна жала, вторая делала снопы. По результатам конкурса первое место было присуждено команде из с. Ахины Эхирит-Булагатского района, второе место – команде пос. Алексанровск Аларского района, третье место заняли Любовь Полякова и Раиса Шадарова.

По окончании жнива в ходе обряда на поле оставили кусочек несжатого жыта. Называли это «Барадой». Колоски сверху связали красной ленточкой. С этой «Барадой» провели целый комплекс обрядовых действий, смысл которых заключался в просьбе о хорошем урожае на следующей год. В конце обряда «Крывiчы» сплели венок из соломы и сделали главный Сноп-Гаспадар. Сноп-Гаспадар вручили хозяину поля — Александру Футорному, а венок его супруге, хозяйке поля. В старину Сноп-Гаспадар несли к дому хозяев поля. У ворот или на крыльце их встречали хозяйка и хозяин. Они принимали сноп из рук жней, выслушивали поздравления об окончании жнива и пожелания нового урожая. Приняв всё это от жней, их приглашали на «дажынкавае застольле». 

После обряда гостей ожидала концертная программа в Доме культуры поселка Александровск с участием творческих коллективов: «Раздолье» (с. Зоны Аларского района), «Варенички» (с. Тургеневка Баяндаевского района), «Веснянки» (с. Ахины Эхирит-Булагатского района), фольклорный коллектив пос. Александровск. Во время праздника проходила выставка «Осенняя фантазия». Жюри отметило работы Анастасии Галлимулиной и Валентины Богдановой. Также состоялся конкурс национальной белорусской кухни, что подтвердило ее разнообразие — близкое соседство с крупными государствами отложило свой отпечаток, в результате чего белорусская кухня впитала в себя понемногу от кухни России, Украины, Польши, Германии. И все же, белорусская кухня имеет свои  национальные блюда: колдуны, драники, зразы, драчена и др. Все участники мероприятия награждены дипломами и памятными подарками. В завершение праздника Олег Рудаков провел мастер-класс по обучению бытовым белорусским танцам. 

«Сегодня собрались люди, небезразличные к культуре своего народа. Обряд несет в себе сакральные ценности. Пусть он станет «мостом времен связующей нитью», — отметила Валентина Харбанова, директор Усть-Ордынского национального центра народного творчества.

Ольга РУКОВИЧНИКОВА