Опубликовано 09 октября 2013

          Буряты, являясь частью Монгольской империи, принадлежали  к представителям  кочевой цивилизации. Поэтому устройство повседневной жизни разительным образом отличалось от жизни представителей оседлой (земледельческой) цивилизации. Это касается ментальности, питания и многих других аспектов жизни,  в  том числе  лечения. К примеру, особенности питания (преимущественное потребление мясной пищи) диктуют формирование  иного  ферментативного  состава, нежели у представителей оседлой цивилизации (значительное потребление растительной пищи). Таким же образом отличаются особенности народной медицины, где у одних – в методах лечения превалирует растительный компонент, а у других – используются так называемое животное сырье.

         Сложилось ложное мнение, что буряты использовали в основном тибетскую медицину. Возникает вопрос, а до прихода буддизма в 18 веке, как же решались вопросы восстановления здоровья. И тогда надо сказать, что существовало «боро арга» которое сохранилось и поныне. Боро  арга – в дословном переводе с бурятского языка означает «простое лечение» или бурятская медицина – наследие наших предков. В современных условиях, когда в медицине  используются дорогостоящие синтетические лекарственные препараты, а лечение больных все более становится разновидностью бизнеса, имеет смысл обратиться к традициям наших предков, где можно  найти ответы на проблемы, которые возникают у больных людей. При этом многие аспекты боро арга так и не изучены.

        К примеру, обряд «призывания-возвращения» души, который проводится шаманами и ламами. Многие наши земляки прошли через этот обряд, поинтересуйтесь у них, как после этого обряда они себя чувствовали. Никто из них не скажет плохого об этом обряде, только положительные впечатления. В основе данного обряда лежит постулат о возможности выхода души из тела (или смещения души в пределах тела), в результате  заболеваний, травм или иных стрессовых ситуациях. Можно соглашаться или спорить, но метод переживший века, уже одним этим доказал свою жизнеспособность. И нам, потомкам, остается лишь изучать данный метод. В современной медицине понятие «психосоматика – взаимосвязь заболеваний внутренних органов с нарушениями психики» появилось относительно недавно.

         Известным методом  восстановления сил  в боро арга является  применение  говяжьего  или бараньего бульона – боро шγлэн. Мелко нарубленное мясо клали в холодную  (лучше в талую) воду  (нельзя – в теплую или кипяченую воду) и ставили на огонь, при этом нужно беспрерывно помешивать, лук и соль не добавляли. Как только бульон начинает закипать, нужно убирать с огня. Рекомендуется принимать бульон в горячем виде.

        Особым методом боро арга  является «обкладывание» бараном, козой, теленком  или собакой. При заболеваниях  внутренних органов больного заворачивали в свежую только что снятую шкуру этих животных. Перед этим больного обкладывают  внутренними органами по принципу: сердце – на сердце, печень – на печень, почки на почки и. т. д. Больной должен лежать, пока шкура не остынет. Данный метод считался очень ответственным, неправильное  выполнение чревато осложнениями. Большое значение придавалось возрасту, полу и масти животного. Можно привести много примеров того как после «обкладывания» больные выздоравливали, казалось, при безысходных ситуациях.

        К боро арга относятся костоправы – баряаши. Для  того чтобы заниматься практикой костоправа – баряаши, претенденту приходилось проходить через многочисленные испытания и обряды. Приемы, которыми пользовались костоправы – баряаши можно обнаружить в современной медицине – травматологии, мануальной терапии, массаже.  Значительное место в боро арга занимает лечение молоком и кисломолочными продуктами. Представляют интерес такие варианты, как – ванны из парного молока, кумыса, обертывание сметаной. Использовался растопленный жир медведя, барсука, волка, сурка-тарбагана, а также желчь этих животных. Широкое применение имеет иные части животных – мускус кабарги, панты оленей, хвост, лапы и. т. д. Сегодня, когда разрабатываются варианты пересадки органов животных человеку, в частности печень, то можно смело сказать, что идея использования представителей фауны для лечения принадлежит боро арга. Кроме того, широко используются препараты, изготовленные из трав, кустов, деревьев. Помимо этого применялось и минеральное сырье, как-то – каменное масло, полудрагоценные камни. В боро арга применяются металлы: золото, серебро, медь. В боро арга присутствует профилактика заболеваний, к примеру,  запрещалось употребление холодного чая в течение нескольких часов после приема жирной пищи.                    

        Распространенной формой отдыха являлся прием ванн в минеральных  источниках,  которыми богата наша земля. Выбор источника являлся прерогативой баряаши, шамана или ламы. Не допускался спонтанный выбор источника для ванн как сегодня принято, так как это могло привести к нежелательным последствиям. Кстати, Прибайкалье издревле называлось землей Вечно Синего Неба, что подтверждается большим количеством солнечных дней в году. И потому, длительное пребывание на солнце не приветствовалось.

       Таким образом, даже поверхностное знакомство с бурятской медициной  – боро арга свидетельствует, что боро арга является своеобразной системой лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которая выдержала многовековую конкуренцию с тибетской и европейской медициной, и тем самым доказала, что имеет  широкие  возможности как для применения, так и для изучения.

    Задать вопросы и получить профессиональную медицинскую консультацию по боро арга можно по тел.: 89246095100.

Доцент, кандидат медицинских наук,

председатель ИООО «Центр бурятской культуры»,

Бадмажаб МУНКОЖАРГАЛОВ