Опубликовано 25 октября 2013

Очередная лекция состоялась в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского по инициативе ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» и ИООО «Центр бурятской культуры».

На этот раз лекторы выступили не только перед иркутскими слушателями, но и перед студентами Московского государственного университета посредством интернет связи. Это первая лекция, которую мы выводим в режим онлайн, вызвано это большим интересом со стороны общественности к теме шаманизма.

Член правления местной религиозной организации шаманов «Байкал» –  Виталий Балтаев и заведующая экспозиционным отделом «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея – Ольга Чернявская охотно согласились принять участие в рамках лектория «Говорят лучшие». Виталий Балтаев выступает уже третий раз.

Редкая коллекция

Об уникальной коллекции шаманских костюмов народов Сибири и Северо-восточной Азии (буряты, эвенки, тофы), хранящейся в экспозиции музея, рассказала Ольга Чернявская.

«Коллекция считается одной из самых богатых по Сибири, богатство даже не в количестве костюмов, а в их разнообразии», – говорит Ольга Чернявская. К ним приезжали этнографы из кунсткамеры, из российского этнографического музея, отметившие ее как одну из самых интересных. Основная коллекция шаманских костюмов датируется после 1879 года, так как большая часть, собранная до этого периода, к сожалению, сгорела во время пожара. Первый костюм, поступивший в коллекцию музея, это якутский. Следующее приобретение музея от генерал-губернатора Игнатьева. Это эвенкийский костюм весом почти 10 кг – это знак того, что он принадлежит великому шаману (имя шамана неизвестно). Третий шаманский костюм поступает от священника Винокурова. Поступления были и от геолога Подъяконова.

Долгое время два костюма в коллекции считали эвенкийскими, после проведения атрибуции выяснилось, что это эвенкийский и бурятский костюмы, фактически одинаковые во внешнем оформлении – подвески на боках ниже талии, их внешнее исполнение, вид сзади и вид спереди, единственное что их различало – это покрой. Привезены из Нерчинского округа Тунгальской волости.

Коллекцию продолжали комплектовать и в советские годы, ездили в экспедиции – по Нижней Тунгуске, в Тункинский район, Тофаларию. Был привезен шаманский костюм сойотов, аналога которого нет ни в одном музее Сибири. «Шаманское платье играет немаловажную роль, это как материализованное воплощение, представление людей о мире. Единство веры у всех народов, выражение было разное, но представление одинаковое», – делится Ольга Чернявская.

На каждом костюме есть деление на три мира – верхний, средний и нижний. Например, в эвенкийских сказаниях пишут: «Давно-давно появились эти три мира, подобные чутким ушам годовалого оленя. Верхний, средний и нижний мир – обиталище духов. По представлениям всех народов  добрые духи живут в верхнем мире». В бурятских сказаниях: «Тысячи светлых небесных бурханов на своей собрались луне. Собрались на прекрасный совет, на своей собрались звезде». Эти миры соединены мировым древом или космической рекой. На тофаларском шаманском костюме мы видим мировое древо на нагруднике – соединение верхнего и нижнего мира через средний, почти на всех представленных костюмах это прослеживается.

Изготавливали облачение не по простому желанию – шаман представлял кузнецу то, что приходило ему во сне. Бурятский этнограф М. Н. Хангалов писал, что подвески как оперение  – душа шамана перевоплощалась в птицу. Свое выступление Ольга Чернявская закончила фразой Г. Н. Потанина: «Шаманизм – это не многобожие, это единобожие, в котором выразилась идея единства всего живого». «Я думаю, что шаманизм, несмотря на борьбу с ним со стороны других религий в прошлом, останется в человеке, потому что человек ощущает единство с природой, хочет он этого или нет».

Взгляд практикующего шамана

Продолжил лекцию родовой практикующий шаман Виталий Балтаев: «Шаманизм – это не только религия, это мировоззрение, философия, включающая в себя и медицину, и религию, и спорт, и фольклор, и культуру, и воспитание, и образование».

Говоря  о разделении мира на верхний, средний и нижний, он также продемонстрировал на экране различные костюмы, дополнив: «Существует наш мир, который мы себе представляем, существует потусторонний мир либо верхний мир, обиталище духов, онгонов и божеств именно в верхнем мире. Очень много атрибутов обязательно круглые – это представление мира, самой вселенной как шара большого, объемного, не имеющего границ, этот мир бесконечен».

Взглянув на эти костюмы, можно увидеть, что нижний круг имеет отверстие или центр, это отверстие – возможность попасть в подземный мир. Не на всех костюмах он существует и не у всех шаманов он есть, для того чтобы шаману попасть вниз в трансовом состоянии и вернуться оттуда, нужно иметь большую силу.

Роль подвесок, в частности, колокольчиков – своим звоном они отпугивают плохих духов. На всех костюмах мы видим подвески, либо косички – это олицетворение змеи. Змее подобно попадать во все миры, она соединяет нашего отца – Небо и нашу мать – Землю. На современных бурятских костюмах эти змеи обязательно присутствуют, как рассказал лектор.

Мистика и реальность

В продолжение темы костюма: изображения копья, меча, сабли или стрелы – это воинские атрибуты, позволяющие шаману в потустороннем мире вести боевые действия с негативными духами. Исходя из собственной практики, Виталий Балтаев поделился, что на его атрибутах копье и саблю приходится периодически затачивать, так как появляются зазубрины. Предполагается, что при проведении обрядов происходят боевые действия.

Шапка шамана олицетворяет голову. Если шаман входит в транс, то собственными глазами он не видит, он в другом теле, он видит другими глазами, разговаривает другим ртом. На частый вопрос: Почему, когда шаман входит в транс, он опускает голову? Виталий Балтаев пояснил, что он не опускает голову, это дух смотрит так.  Шаман может находиться в трансе до часу, до двух, обычно это минут двадцать, тридцать. В состоянии транса время теряется. Для нас это обычное время. «На мой взгляд, там нет времени в плане линейности, – время едино, наше 20-минутное путешествие там может протянуться на века или длиться несколько секунд».

Виталий лично знаком с шаманами, камлающими в огне, когда ставится большой шалаш из жердей, обкладывается сеном или соломой, и в момент нахождения шамана в трансе, он поджигается. Говорят, что крайний шаман, который мог ходить по воде и летать в воздухе, ушел где-то в середине 19 века.

 

Надежда ЕЛТОМОЕВА,

куратор лектория «Говорят лучшие»