Опубликовано 30 января 2014

В дни подготовки к главному национальному празднику служитель Иркутского дацана Зоригто лама рассказал об истории и традициях празднования Сагаалгана.

Праздник Белого месяца — Сагаалган – самый важный праздник монголоязычных народов. Это праздник белой молочной пищи, почитания старших, символ обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать. Раз в три года разница доходит до месяца.

По словам Зоригто ламы, Сагаалган изначально был национальным праздником, нежели религиозным. Его корни уходят в эпоху Чингисхана. Еще с давних времен его отмечали осенью, с приходом холодов. На начало года его перенесли по инициативе хана Хубилая. Со временем праздник принял религиозный культ. Хотя  шаманисты тоже его празднуют.

Также было упомянуто, что в 30-е годы Сагаалган, как и все религиозные праздники, был под запретом. Официально не отмечался в течение нескольких десятилетий. После войны было послабление. Но разрешили отмечать его только в 1990 году.

Сагаалган у всех людей ассоциируется с буддизмом, дацанами, праздничными молебнами. Самый главный смысл праздника Белого месяца заключается в изменении самого себя, очищении своих мыслей и помыслов. Белый цвет ассоциируется у нас с добротой, любовью.

«Я помню, с детства родители мне говорили, ни на кого не держи обиды, зла, будь в хорошем настроении, старайся улыбаться и смеяться в это время. Если хочешь прожить год радостно, не надо плакать и обижаться. Всё это к тому, чтобы люди, празднуя Сагаалган, старались породить в себе все хорошее и доброе и сохранить это в течение года. Праздник указывает на то главное в человеке, что является источником счастья. Поэтому этот праздник является очень ценным для нас, он дает стимул, вдохновение, радость», — рассказывает лама.

Буддизм – это учение, сконцентрированное на тренировке сознания. Поэтому этот праздник тесно переплелся с буддийской культурой, так как символизирует изменение души в лучшую сторону.

В это время в дацанах проводятся самые большие службы. Сагаалган начинают праздновать за пять дней. Сначала проводится молебен, освещаются все дары и подношения буддийским божествам, чтобы они оберегали нас в течение года от бед, болезней и страданий. Во второй день читается Ганжур, это священная сутра Будды Шакьямуни. На третий день начинаются основные службы. Читаются восхваления и делаются подношения божествам-защитникам. На четвертый день наступает своеобразная кульминация – это всем известный костер, молебен Дугжууба, смысл которого заключается в очищении помыслов, сознания. Традиционно есть обычай дома обтираться тестом, мысленно вкладывая в него все плохое и негативное, что накопилось за год. Вечером за забором дацана разводят два костра, большой и маленький. Приготовленное тесто нужно бросить в маленький костер. По словам Зоригто ламы, сила этого обряда очень велика, после него люди чувствуют облегчение.

Предпоследний день перед Сагаалганом называется «бутуу удэр» — «закрытый день». Его еще называют днем ожидания. В этот день нельзя делать ничего глобального, нужно пребывать в спокойном состоянии духа, привести в порядок дом, сходить в баню. Больших обрядов не проводится.

В последнюю ночь старого года проводится молебен приглашения Балдын Лхамо. Это буддийское божество в женском облике, изображается верхом на коне, она является защитницей Его Святейшества Далай Ламы. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что богиня Лхамо в канун Нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого. Утром с первыми лучами солнца наступает новый год. Молебен завершается рассыпанием риса, что символизирует цветы, говорятся благопожелания, все достают заранее приготовленные хадаки и дарят друг другу в знак почитания, дружбы и положительной мотивации. С этого момента начинается праздник. Кульминация празднования Сагаалгана – это хождение друг к другу в гости. «Я сам вырос в бурятской деревне, селе Баянгол Хоринского района. Помню, как мы детьми собирались и гурьбой бегали по деревне с сумочками, копили в эту сумку конфеты, которыми запасались все семьи до наступления Сагаалгана. Еще один интересный момент — наши дедушки и бабушки  не помнили своих дней рождения. Мы спрашивали, когда вы родились. Моя бабушка говорила, что отмечает свой день рождения с приходом Белого месяца. Так и есть, согласно истории раньше было принято с приходом Сагаалгана прибавлять год жизни», — поделился воспоминаниями Зоригто лама.

В буддийских дацанах празднование Сагаалгана традиционно длится пятнадцать дней. Проводятся обширные молебны. Почему именно пятнадцать дней? При жизни Будда Шакьямуни показывал пятнадцать чудес, чтобы взять верх над иноверцами и показать величие учения Будды. Он победил диспутами шесть иноверческих учителей. Одно из чудес – Будда Шакьямуни взял обычную палочку, воткнул в землю и из этой палочки выросло дерево с огромными плодами. Хотя он неохотно демонстрировал способности. Однажды Будда со своими учениками пришел к берегам Ганга. Они встретили йогина, который перешел реку по воде. И Будда спросил у него: «Как ты достиг такой сиддхи?». Йогин ответил: «Я сидел в медитации шесть лет». «Ты все шесть лет сидел в медитации и стремился к тому, чтобы ходить по воде?». «Да», — ответил йогин. Будда подозвал лодочника и спросил, сколько стоит переправиться на другой берег. «Пять рупий», — ответил лодочник.  Тогда Будда обратился к йогину: «Все твои шесть лет стараний стоят пять рупий». К этому стремиться смысла нет. Ведь эти способности не изменяют сознание и тем более не освобождают от страданий. Основная цель буддизма – освободить живых существ от страданий, болезней, от причин всех страданий.

В завершениe лекции Зоригто лама пожелал всем постоянно порождать в себе установку доброты, благих помыслов, любви, сострадания, жалости, накапливать благие заслуги, очищать карму, в новом году избавиться от ненужных привязанностей, не предаваться негативным проявлениям ума – не завидовать, не быть пристрастными к материальному миру, не гнаться за деньгами, не гневаться.

Ольга РУКОВИЧНИКОВА