Опубликовано 04 апреля 2014

Мероприятие прошло в рамках цикла лекций, который организует Центр культуры коренных народов Прибайкалья. Послушать, что думает о таких браках представитель традиционной для округа религии, пришло много заинтересованной молодежи.

— Шаманизм, строго говоря, — это не религия, это образ жизни, — сразу настроил на нужный лад Виталий Александрович. — У бурят всегда был культ семьи. Считается, что семья — это мелкая часть рода; несколько родов составляют народ, нацию. Поэтому когда ко мне, как к шаману, приходят семьи и спрашивают, разводиться им или нет, то я никогда не скажу: «Да, разводитесь». И хотя в современном обществе все изменилось и разводы — дело обычное, все-таки я считаю, что из любой проблемы можно найти выход. Как говорится, стерпится — слюбится. Что касается браков межнациональных, то с точки зрения тэнгэрианства это нормально. Любая семья — это хорошо. Главное, о чем нужно помнить, — что мы привьем своим детям, какие ценности будут у них. Ведь кровь несет в себе огромное количество информации. И люди, имеющие несколько кровей, обречены на борьбу интересов. Им нужно определиться, понять, кто они. Есть и такие люди, кто категорически настроен против межнациональных браков. Это бессмысленно. Сейчас бурят по всему миру осталось всего 440 тысяч человек. Считается, что если национальность состоит менее чем из 1 миллиона человек, она растворится в более крупной. Этот процесс неизбежен. Из-за этого многие боятся потерять самоидентификацию. Но это зависит только от самих бурят, от того, как мы будем сохранять свои традиции, язык, культуру. Мир интересен тем, что нас много, мы разные. Но чем больше мы узнаем людей других национальностей, тем больше видим, что суть у всех одинаковая. Все хотят есть, пить, спать, иметь детей.

И неважно, кто ты. Важно, как ты ко мне относишься.

Что касается межнациональных браков конкретно у бурят, то этому явлению столько лет, сколько времени прошло с тех пор, как казаки пришли в Сибирь. Казакам ведь нужно было на ком-то жениться. На это влияли и законы. Так, если бурят отдавал замуж дочь за русского, то освобождался от налогов на пять лет. Если принимал православие, то давали деньги. Это было выгодно. Не забывайте про любовь. Молодые всегда влюблялись друг в друга, и им всегда неважно, какой национальности предмет воздыханий. Вспомните и о таком выражении, которому не одна сотня лет: «Шара бурят — рыжий бурят». Случалось, что переселенцы из центральных регионов России умирали, их детей буряты брали к себе,  потому что бросить ребенка, пусть и другой национальности, у бурят всегда считалось страшным поступком. Приемных детей у нас принято вводить в свой род, учить и относиться к ним так же, как к родным детям.

В конце лекции у всех была возможность задать Виталию Балтаеву вопрос.

— Если женщина вышла замуж за человека другой религии, поменяла фамилию, то стоит ли ей забыть о своих традициях? — спросили из зала.

— Когда вы замуж выходите, вы же память не теряете, не забываете, кто ваша мама, кто папа. Так что не стоит забывать того, что в вас вкладывали с детства. Как не может человек ходить только с помощью одной ноги, так и не может отречься от своих привычек. Важно тут только помнить, что дети, которые родились в таком браке, должны знать, кто они и что они. Вот приведу пример: приходит ко мне молодая пара. Она бурятка, а он русский. И начинают друг на друга жаловаться. Парень говорит: «Моя жена моим друзьям не рада. Как только гости в дом приходят, она им сразу чаю наливает — чтобы ушли поскорее». А девушка в ответ: «Так у нас принято — гостей чаем встречать, а не провожать и только после чая на стол накрывать. Я, наоборот, стараюсь». Все, конфликт, пусть и небольшой, исчерпан.

А ведь все конфликты в мире происходят от недостатка информации.

Нужно больше общаться, не бояться друг друга, тогда и войн, ссор, разводов не будет, — подвел итог Виталий Балтаев.

ТАТЬЯНА ШВЫДЧЕНКО. Фото из архива редакции