Опубликовано 21 апреля 2014
В минувшие выходные в с. Оса прошла выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства. Участие в ней приняли представители трех районов: Осинского, Боханского и Ольхонского.
На выставке были продемонстрированы изделия из кости, войлока, глины, камня. Работы ольхонских мастеров – Мазаевой З.Б., Бунаева С.Г., Синютиной М.Г., Токаревой Т.В., Апхановой М.В., Николаевой О.Н., Хамнуевой В. – восхваляют культуру бурятского народа, повествуют об истории Иркутской области.
Зинаида Батюровна Мазаева – уроженка деревни Алагуй Ольхонского района, много лет прожила в Красноярске, где преподавала художественную педагогику в Красноярском педагогическом университете. После выхода на пенсию она вернулась в родные края и здесь нашла источник своего творчества. Она рассказала о работах, представленных ольхонцами.
«Утёс Саган-Заба на западном побережье Байкала славится своими древними рисунками – петроглифами. Это красивейшее место сохранило писаницы в неизменном виде, а ведь они были созданы приблизительно 250 тысяч лет до нашей эры. Изображения состоят из фигур людей, животных, птиц», – говорит Зинаида Батюровна.
Рисунки точечно выбивались на беломраморной стене скалы, а после молебна восхвалялись шаманами-дарханами (в переводе с бурятского кузнец), чтобы задобрить хозяина Саган-Заба. Современные петроглифы из глины и керамики создает Сергей Бунаев. Люди верят, что от писаниц и по сей день идут благие посылы, поэтому спрос на такие талисманы есть. Однако, копируя петроглиф на глину, нужно соблюдать предельную точность в изображении, дабы не навредить ни себе, ни кому другому.
Сам Байкал подсказывает Зинаиде Мазаевой темы работ из камня. Художнице остается увидеть их и закрепить, нанести заключительные штрихи. Кстати, камни с Байкала можно забрать, только освятив их у шамана. Байкальский камень используется также при создании брелков и оберегов. Они создаются индивидуально для каждого, поэтому несут определенную энергетическую нагрузку, охраняют владельца.
По старинному бурятскому обычаю молодоженам на свадьбу дарят чету кукол, которые оберегают семью от различных неурядиц. В экспозиции среди игрушечных пар есть и единственная дочь Байкала Ангара вместе с женихом, тувинцем Енисеем Саяновичем. На вопрос о национальной принадлежности жениха Зинаида Батюровна, улыбаясь, отвечает: «Енисей берет свое начало в горах Западного Саяна на территории Тывы, отсюда и имя куклы».
Художница дает вторую жизнь старым куклам Барби: из девушек с европеоидными чертами лица они превращаются в азиаток – мастерица полностью перерисовывает лицо куклы и одевает ее в национальные одежды, которые шьет сама. Помимо украшений обязательным атрибутом куклы является оберег из байкальского камня.
Неискоренима байкальская тематика в произведениях ольхонских мастеров. Как хорошо сказала Зинаида Мазаева: «Око Земли – Байкал, сердце его – Ольхон». Из самого сердца черпают художники идеи для творчества, воспевая свою малую родину.
Татьяна БУТУХАНОВА