Опубликовано 25 декабря 2014

В минувшее воскресенье двери ДК «Созвездие» были гостеприимно распахнуты. Пусть это невольное преувеличение – когда за окном минус сорок с лишним, двери особо не откроешь. Но мороз не помешал сбору гостей и участников традиционного эвенкийского праздника Арчалдын.

Арчалдын (по-русски означает «встреча») в этом году назывался Эмэкэллу Мундула (приходите к нам). Обычно этот праздник устраивают в начале августа в рамках Международного дня аборигена. Впервые, после Октябрьской революции, Арчалдын в Ербогачёне состоялся в сентября 2007 года. А в старину этот праздник устраивали перед сезоном большой охоты. У русских поселенцев он назывался ярмаркой, а у эвенков проходил под своим настоящим именем — Арчалдын.

В этом году, кстати, Арчалдын отмечали дважды. Первый раз, обряд очищения и спортивные состязания Эвенкийский культурный центр и Катангская районная общественная организация Эвенкийский национальный культурный центр проводили ещё в начале лета, в деревне Тетее. Как рассказывала руководитель ЭКЦ Алла Шеметова, добирались до деревни ещё по большой воде. На волейбольной площадке установили чум – обязательное условие Арчалдына. На праздник собрались все жители – буквально, в домах не осталось никого. Самым запоминающимся эпизодом тетейского Арчалдына стало состязание по стрельбе из лука. «Оказывается, ещё в 60-годы прошлого века, — говорит Алла Леонидовна, — на мелкого зверя – белку, бурундука – эвенки охотились при помощи лука!».

Праздник в Ербогачёне, из-за различных накладок пришлось перенести на зиму. Но, как уже говорилось, северному народу мороз не помеха. Все желающие прошли обряд очищения, отведали национальные блюда, а также приняли участие в старинных и некогда популярных состязаниях.

Основной обрядовый комплекс именуется загадочным словом Хинкэлэвон (буквально: «мы зазывали удачу», от эвенкийского «хинкэ» — удача) состоит из трех священнодействий. Первое: прохождение через чичипкан — ворота из склоненных друг к другу лиственниц. Путь через них сопровождается окуриванием дымом багульника. По словам Аллы Шеметовой, данным обрядом люди достигали очищения, оставляя за чичипканом все, что их отягощало.

Далее собравшиеся кормили Энэкен-Того, бабушку-огонь. Кто-то принёс лакомства для огненного духа с собой, а у кого ничего не было, тех организаторы снабдили кусочками сала, которое Энэкен-Того любит больше всего.

Промежуточный ритуал — ублажение огня, а через него задабривание могучих сил природы, способных помешать охотнику во время промысла. Ну и, наконец, подвязывание разноцветных ленточек на лиственницу. Таким образом, эвенки обращались к   Энэкен-Буга (бабушка Вселенная) с просьбой об оказании помощи.

Охотничье многоборье проходило в лесной полосе, прилегающей к Дому культуры – за спортивную часть мероприятия отвечал Александр Юрьев. За право называться лучшими боролись пять команд. Победителями стала команда «Бэел». Вторыми – «Авангард», и почётную бронзу взяла команда с гордым названием «Смельчак». В прыжках через нарты – ещё одном традиционном эвенкийском состязание победу одержал Сергей Бараков. Серебро досталось Николаю Сафьянникову. Наибольшее оживление вызвало состязание «Поймай хариуса». Трудно себе предста-вить, как в холле клуба можно устроить ловлю знаменитого катангского лакомства – но, оказалось – нет ничего невозможного! Хариус, вернее его фигурка из дерева, подвешивался довольно высоко над землёй. И задачей участников было в прыжке ногой достать пятнистого жителя Тунгуски. Своеобразный вариант прыжков в высоту с эвенкийским колоритом.

Сейчас, когда в полную силу начала работать хореограф Ольга Сычёгир, заниматься эвенкийскими народными танцами ходит очень много детей. Кроме того, у ЭКЦ заключено соглашение с коррекционной школой, ученики которой занимаются изготовлением поделок с использованием национальных эвенкийских технологий. Результаты этих занятий ЭКЦ выставляет не только на выставках, проходящих в Ербогачёне, но и вывозит плоды детского творчества на «большую землю», в Иркутск. Детям на празднике вручили приз по итогам годовой работы.

После того, как отшумели спортивные мероприятия, всех пригласили отведать блюда национальной эвенкийской кухни. Сушёное мясо (которое приготовили на стойбище), суп хилэ (за приготовление которого Ия Ивановна Цуркан получила первое место в конкурсе кулинаров), настоящий эвенкийский холодец.

На стенах холла Дома культуры были устроены выставки фоторабот (первого места среди фотохудожников был удостоен Виктор Верхотуров, второй признана Елена Бояршина и замыкала тройку победителей Маргарита Кожевникова) и декоративно-прикладного искусства. Среди рукодельников места расположились следующим образом: Маргарита Кожевникова, Эльвира Гавага и Елена Бояршина.

Празднование Арчал-дына – добрая катангская традиция, которую возродили энтузиасты национального эвенкийского возрождения. И самое главное, Арчалдын – это действительно встреча, где встречаются и празднуют все народы, которым посчастливилось жить на суровой и красивой катангской земле!

Дмитрий ЗАСИМОВ

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта  www.etnografia.ru

_____________________________________________________________________

Эвенкийский национальный обрядовый праздник «Арчалдын» (встреча), Иркутская область, с. Ербогачен, Катангский район Празднуется в рамках Международного дня коренных народов Мира. Праздник проводится перед сезоном охоты. Место проведения — берег реки Нижней Тунгуски (Угрюм-реки). Раскидываются чумы. Эвенки совершают национальные обряды — кормление огня, подвязывание лент на ветки деревьев в дар эвенкийским Духам, окуриваются священным дымом можжевельника. На празднике эвенки обращаются к своим Духам, просят удачного года для всех людей, хорошей охоты и богатого улова, здоровья своим родным и близким. Арчалдын – объединяет всех эвенков Катанги. Это праздник единения со своим народом. Праздник поклонения эвенкийским традициям. Также в рамках Арчалдына проходит выступление творческих национальных коллективов, организовываются спортивные национальные игрища, эвенкийская национальная кухня. В рамках праздника проходит выставка изделий народных промыслов. Завершается праздник круговым танцем – ехор. Праздник возрожден Катангской районной общественной организацией «Эвенкийский национальный культурный центр» Центр является официальным организатором праздника, при поддержке иркутской общественной организации «Союз коренных малочисленных народов Севера Иркутской области».

___________________________________________________________________

Источник: "Правда Севера" Выпуск № 49 (5423) от 20.12.2014 г.

"Охотничье многоборье"