Опубликовано 21 ноября 2019

Балдаев Сергей Петрович, крупнейший бурятский ученый-фольклорист, этнограф, педагог-просветитель, драматург, литературный критик, внесший неоценимый вклад в науку. По объему и количеству зафиксированных материалов в наше время он не имеет себе равных. Им опубликованы ценнейшие улигеры бурятского народа, сборник «Устное народно-поэтическое творчество бурят», три тома «Бурятских народных песен», сборник сказок «Музыкант Борхой», книга «Родословные предания и легенды бурят», исследования «Бурятские свадебные обряды», «Руководство по собиранию бурятского фольклора» и др.

Сергей Петрович родился 18 октября 1889 г. в улусе Хохорск Балаганского уезда Иркутской губернии. Отец его был из рода богатых земледельцев и скотоводов, он дал образование своим четверым сыновьям из шестерых. В 1899 г. поступил в Хохорскую школу грамоты. В 1903-1905 гг. учился в Боханском двухклассном училище. Подготовившись при помощи известной учительницы-бурятки Сперанской, Балдаев успешно поступил в Иркутскую учительскую семинарию.

Любовь к бурятскому фольклору у С.П. Балдаева зародилась в детстве. Иначе и не могло быть, ибо с самого рождения он был окружен традиционной бурятской атмосферой народной поэзии, улигеров, сказок.

Родители Сергея Петровича сами были большими любителями классического фольклора, ценителями и знатоками бурятской старины — легенд, преданий, родословий, благопожеланий и других жанров устного народного творчества. Его бабушка была дочерью большого потомственного черного шамана и поэтому знала очень много шаманских призываний. Знаменитым певцом родного улуса был родственник по матери Иста Хинтуев, а сводный брат его матери Орсоной Мадаев был признанный импровизатор и острослов улуса. Его дядья по отцу тоже были знатоками старины и улигершинами. Прекрасно исполнял эпосы дядя С.П. Балдаева, Роман Алсаев, в репертуаре которого имелись такие огромные улигеры, как «Гэсэр», «Алтан Дуурай мэргэн», «Шурмэhэн бүхэ», «Шандаабал мэргэн», «Баян Хуурай хан», «Шандааhан бүхэ», «Хара шулуун баатар», «Ошор Богдо хан». Большую часть из этих улигеров С.П. Балдаев выучил наизусть еще в детстве. С.П. Балдаев, счастливо росший в этом «народном университете» бурятской мудрости, был «запрограммирован» стать знатоком родной старины, более того, «профессором бурятского фольклора и этнографии».

Естественно, он ездил с родичами-шаманами на все обряды «помогать», где впитывал все нюансы фольклорных «занятий». Он был постоянным зрителем и участником улусных игрищ, разных шаманских мероприятий, проходивших в родном и соседних улусах. Эти вечера в улусах, где мастера исполняли древние бурятские улигеры, величественные легенды и предания, героические сказания, изумительные народные песни западных и джунгарских родов бурят, исподволь формировали в юноше фольклориста.

Поэтому неудивительно, что уже во время летних каникул 1908 г. С.П. Балдаев собрал много ритуальных предметов шаманов Хохорского улуса, т.е. он сам сделал первый шаг по пути научного собирания материалов фольклора и этнографии своего народа. В это лето он собрал разные предметы шаманской атрибутики, в т.ч. такое уникальное толи — зеркало из бронзы размером с блюдце, которое он «достал» с шаманской усыпальницы (аранга) «Улаан Нарhан», в местности «Ажлаг», в яме, он нашел громадный клык мамонта. Все эти вещи он бескорыстно передал в Иркутский музей ВСОРГО. Но, главное, уже тогда он записал большой улигер «Золто баатар» у своего дяди Романа Алсаева, известного улигершина, а у знаменитого сказителя Будуунхэн Прокопьева записал юрөөлы борцам и скакунам, легенды и предания, пословицы и поговорки, загадки и присловия. Эти материалы (есть надежда) хранятся ныне в личном архиве фольклориста.

Сергей Петрович входит в число первых бурят-учителей. В 1909 г. он работал «багшой» в Эхирит-Булагатском, Тункинском, Осинском, Боханском, Ольхонском аймаках тогда единой Бурятии. При этом он оставался истым ученым, сочетая учительство со сбором фольклорного и этнографического материала.

С.П. Балдаев вошел в бурятскую историю и как один из первых бурятских писателей (под псевдонимом Абагайн Тургэн, его детское прозвище). Его писательство началось до Октябрьской революции. В 1909 г. им написана пьеса «Цырен-малши» («Цырен-пастух»), в которой показан бурятский улус. Писатель показал такой искромётный язык, пересыпанный фольклором — пословицами, поговорками, прибаутками, меткими выражениями. По свидетельству очарованных зрителей, «пьеса эта — сплошной степной аромат». В 1926 г. С.П. Балдаева принимают в члены Союза сибирских писателей. В 1927-1933 гг. он издал около 20 пьес («Торжество правды», «Женская доля» и др.)

Сергей Петрович оставил след и как литературный критик статей об Иннокентии Дадуеве, Петре Дамбинове (Солбонэ Туя), Зинаиде Манзановой, о проблемах развития культуры родного народа. В 1929 г. он написал «Очерк по истории дореволюционной бурятской художественной литературы», а во время учебы в аспирантуре написал и опубликовал монографию «Бурятская литература послереволюционного периода». Тем самым он открывал путь бурятскому советскому литературоведению.

В целом, С.П. Балдаев впервые «открыл» для науки имена 82 сказителей и певцов, представителей почти всех бурятских аймаков Предбайкалья и Забайкалья. Сам же он отмечал: «Записывая произведения устного народно-поэтического творчества, я взял на учет более 400 бурятских сказителей и тухэшинов». Это и есть научный подвиг С.П. Балдаева, великого труженика науки.

Ученые считают, что в личном архиве С.П. Балдаева имеется более 100 больших героических эпопей, более 100 сказок, 6000 пословиц и поговорок, 5000 загадок, более 15000 песен различных циклов, много легенд и преданий, благопожеланий, проклятий, устных рассказов, прославлений, присловий, народных примет и поверий, произведений детского фольклора, народной драмы и шаманства. Где они сейчас, служат ли его народу?

Заслугой С.П. Балдаева является и то, что он оставил нам статьи о рапсодах, такие, как «Сказитель и эпические традиции», «Бурятские улигершины и гэсершины». В них автор дает важнейшие сведения о сказителях — о Папе Тушемилове, Пеохоне Петрове, Парамоне Дмитриеве, Бажей Жетухаеве, Платоне Степанове, Шотхане Дарханове, Николае Гунханове, Василии Буханаеве, Сагадаре Шанаршееве и др.

Сергей Петрович умер 29 октября 1978 г. на 90-м году жизни. Из моря собранной им народной поэзии опубликована лишь малая часть. Большинство же записей еще не изданы. Академик А.П. Окладников, великий гуманист и интернационалист, писал: «Знаю Сергея Петровича Балдаева как старейшего и лучшего знатока бурятской этнографии, обладателя единственного по обилию и ценности в наши дни материала. Он страстно предан науке, отличается самоотверженностью и юношеским энтузиазмом. Это — истинный труженик науки»… Наш долг — чтить его, мудро пользоваться бесценной кладовой бурятских знаний, открытой им, Сергеем Петровичем Балдаевым.

Материал с http://soyol.ru/. Автор: Владимир Андреев