Опубликовано 20 мая 2022

Уважаемые земляки!

Разрешите всех поздравить со всеми прошедшими праздниками и, надеюсь, с окончанием пандемии COVID-19.

В этой непростой обстановке, сложившейся во всем мире и в нашей стране, для нас настало время с особым вниманием обратиться к нашей духовности, к нашей вере. В данном случае я имею в виду шаманизм Прибайкалья.

В декабре 2021 года совместными усилиями наших шаманов состоялась объединенная конференция шаманов Иркутской области. В ней приняли участие свыше 40 коренных шаманов из всех районов Усть-Ордынского Бурятского округа, Ольхонского района, Ангарского района (села Одинск), Качугского района. На конференции утвержден Устав шаманской организации, принят Кодекс чести шамана (см. приложение), а также правила поведения верующих на обрядах. Кроме этого, учреждена Централизованная религиозная организация «Совет шаманских общин Иркутской области», избран и утвержден состав правления организации (см. приложение) с представительством одного шамана от каждого из вышеперечисленных районов. Каждый член правления является ответственным за свой район, то есть несет ответственность за деятельность шаманов своего района и строгое соблюдение ими Кодекса шамана.

Главная задача «Совета шаманских общин Иркутской области» состоит в упорядочении традиций и обрядов шаманизма в Прибайкалье, создании списка шаманов, работающих на местах, с указанием контактных телефонов и основных характеристик: какие обряды они могут проводить. Также будет создан единый реестр священных и обрядовых мест с последующим их обустройством. Помимо этого, Совет будет нести ответственность за организацию тайлганов и обрядов на высоком организационном уровне.

Для участия в больших обрядах – тайлганах, в первую очередь необходимо предварительно сделать все домашние обряды, после которых желательно провести и местные обряды (районные, обряды местности, долины). Обязательным условием участия в обрядах и тайлганах является неукоснительное соблюдение установленных Правил поведения на обрядах (см. приложение).

21 апреля 2022 года на заседании правления Совета, утвержден График проведения обрядов на 2022 год (см. приложение) и установлен минимальный размер денежного взноса на обряд – 300 рублей. Правление Совета гарантирует прозрачность в финансовых отношениях, и я очень надеюсь, что все списки семей-участников и сумма взносов будут опубликованы на сайте. Образец списка участников прилагаем (см. приложение), его необходимо заполнить желательно в двух экземплярах и передать в Совет не позднее, чем за неделю до срока проведения обряда. Также будет организован дистанционный формат приёма списков и денежных пожертвований в электронном варианте (см. приложение) для тех, кто не сможет участвовать в обряде. Денежное пожертвование на каждый обряд необходимо произвести не ранее недели до даты проведения обряда. При участии в нескольких обрядах, не допускается взнос пожертвований одной суммой одновременно на все обряды. В деятельности по сбору списков участников и денежных пожертвований, в большей степени ответственны шаманы на местах и старшие шаманы районов (члены правления). Предварительно будет размещена информация по всем обрядам: что брать на молебен и в каком количестве, кто из шаманов старейшин назначен ответственным за проведение обряда. На финансовые средства, оставшиеся после возмещения всех организационных затрат, будет организован «Фонд духовности бурят Прибайкалья», предназначенный для обустройства сакральных и обрядовых мест в населенных пунктах, обустройства мест проведения обрядов в долинах и местностях, а также для поддержки сохранения бурятского языка.

        Иигээд хуу барандаа манай багадаа харгыдань оруулжа зубθθр hургахабди гэжэ ехэл найданаб.

       Барандатнай элүүр энхые, эгээ hайханиие хүсэнэб!

Амагзаев Александр Андреевич, председатель правления

Совета шаманских общин Иркутской области,

директор ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья»

СОСТАВ ПРАВЛЕНИЯ СОВЕТА ШАМАНСКИХ ОБЩИН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Балтаев Виталий Александрович (г. Иркутск);
Болсоев Жорж Данилович (Аларский район);
Зармаков Юрий Иннокентьевич (Боханский район);
Макавеев Александр Алексеевич (Осинский район);
Сорокин Станислав Николаевич (Эхирит-Булагатский район);
Стариков Михаил Игнатьевич (Качугский район).
Сыдыков Андрей Владимирович (Нукутский район);
Хагдаев Валентин Владимирович (Ольхонский район);
Халтанов Александр Геннадьевич (с. Одинск);
Хунгеев Борис Николаевич (Баяндаевский район);

КОДЕКС ЧЕСТИ ШАМАНА

  • знать древо своего рода, свою родословную до девятого «колена» и более;
  • пройти обряд посвящения в шаманы;
  • уважать верующего, молящегося;
  • уважать все творения Бога, включая детей, людей, животных, природных явлений и объектов;
  • не иметь дурных намерений;
  • не завидовать;
  • давать предпочтение в очередности проведения обряда бедному перед богатым;
  • не назначать таксу на то или иное шаманское мероприятие;
  • не жадничать, делиться;
  • не заниматься поборами и вымоганием средств;
  • контролировать количество приема спиртного во время обрядов и в быту;
  • не завидовать;
  • не соблазнять;
  • не доносить, не сплетничать.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКА ШАМАНСКОГО ОБРЯДА

1. Соблюдать строго во время любых обрядов условие «арюун» – чистая семья. Имеется ввиду: запрещается участие любого члена семьи в обряде, если у кого-либо из женщин семейства наступили «критические дни», или эти дни имеют место у женщины, в доме которой заночевал будущий участник тайлгана. Обойти эту ситуацию можно следующим образом. Ночь перед тайлганом провести в чистой семье и отправиться на обряд, не заходя домой.

2. Провести до проведения любого тайлагана обряд чествования (кормления) «монгола». Без обряда кормления «монгола» невозможно добиться цели не только тайлгана, но и любого другого обряда. «Монгола» каждый кормит прежде всего в доме, где живет, а затем один раз в три года на малой родине. Семья, имеющая скот, кормят «монгола» два раза в год: в апреле, когда пришло время выпускать скот на пастбище, и осенью, после Покрова, когда наступили морозы, и скот пора загонять на ночь в стайки. Если у семьи нет скота, то можно проводить обряд кормления «монгола» один раз в год, после Покрова, т. е. когда наступил Новый год по бурятскому календарю. У многих семей количество мест кормления «монгола» достигает десяти и более. В таких случаях тяжело проводить обряд с прикладыванием к спиртному на каждом месте. Бывает часто так, что к концу, к последнему месту обряда, человек подходит уже никакой после приема спиртного. В такой ситуации можно рекомендовать следующую методику. На каждом месте кормления не прикладываться после кормления «монгола» к спиртному, равно к молоку, чаю, саламату и мясу, а молоко, спиртное, чай, саламат и мясо принимать после последнего места кормления монгола.

3. Приезжать мужчинам на тайлаган опоясанным ремнем, в головном уборе, закрытой обуви. Желательно иметь при себе рюмку, нож, кружку и миску.

4. Приезжать женщинам на тайлаган в платке, в платье или юбке. Брюки не желательны. Не возбраняется носить поверх брюк юбку. Губы не красить. Не заходить женщинам в запретные места проведения обряда. Часто встречаются женщины, установившиеся сами себе исключительность, и надо прилагать усилия, чтоб они соблюдали это требование.

5. Брать с собой продукты питания в количестве для своего употребления.

6. Участникам съезжаться только на место тайлгана, расположение которого узнавать у соответствующих ответственных родов, племен, деревень, сел. Много времени уходит, если сборы назначаются в одном месте, а тайлган проводится на другом. Стараться не опаздывать. В большинстве случаев начало обряда намечается на 10час.

7. Соблюдать последовательность проведения тайлгана. Строго соблюдать те обычаи, которые приняты на этой местности, в этом роду. Один и тот же тайлган может проводиться в разных местах по-разному. Это тот самый случай, когда говорят: «Не лезь в чужой монастырь со своим уставом». Интересоваться и знать особенности проведения тайлгана.

8. Благодушно относиться ко всем участникам обряда. Не сквернословить, не употреблять нецензурные выражения. Бывают обряды, на которых нельзя кричать, громко разговаривать.

9. Составлять, если в этом есть необходимость, списки каждой семьи в двух экземплярах, один из которых должен находиться у члена семьи-участника обряда.

10. Запрещается категорически привозить спиртные напитки. Размеры спиртного определяются и закупаются организаторами тайлгана. Излишнее количество спиртного автоматически превращает тайлган в безобразное зрелище – пьянку. И поскольку женщинам не дано права совершать обрядовые действия, то на   местах их сбора выпивка вообще не желательна.

11. Принимать активное участие во всех мероприятиях проводимого обряда: поднести дрова, воду, котлы, разжечь и поддерживать огонь костра, участвовать в разделке и обработке мяса, уборке территории.

12. Не раздувать огонь при разжигании костров. При этом пользоваться только спичкой. Зажигалка не годится.

13. Собрать и увезти мусор по завершении обряда.

ОБРАЗЕЦ СПИСКА (ЗАЯВКИ) УЧАСТИКОВ ШАМАНСКОГО ОБРЯДА

Фамилия, имя Род, подрод Местность происхождения (село, деревня и т.д.)
например:
Иванов Иван Ехэ абзэ Олой

Для обрядов, посвященных Тенгриям:

Фамилия, имя, отчество Род, подрод Год рождения или указать возраст, прибавив к нему один год, название года по Восточному календарю
например:
Иванов Иван Иванович, муж Ехэ абзэ 43 года, Год козы
жена…
дети…

КОНТАКТЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ (СПИСКА) Адрес электронной почты: booirk@yandex.ru

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ТАЙЛГАНОВ НА 2022 ГОД

22.05.2022 

Тайлган «Открытие небесных врат»

в 11:00 ч, сбор в 10:00 ч. г. Иркутск, о. Комсомольский. Мероприятие проводят МРОШ “Байкал” и МРОШ “Сулдэ”.

28.05.2022

Обряд поклонения божеству Хан-Хутэ (Хото) Баабай. Место проведения: о. Ольхон.

10.06.2022

Ехэ Тайлагаан. Место проведения: Аларский район, гора Сорготой.

02.07.2022

Тайлган «Ама Сагаан ноён». в 11:00 ч, сбор в 10:00 ч. г. Иркутск, о. Комсомольский.

Мероприятие проводят МРОШ “Байкал” и МРОШ “Сулдэ”.

Примерная дата 09.07.2022 ВНИМАНИЕ!тайлган перенесится на 2023 год.

Тайлган «Ухэр-Манхай тайлган». Место проведения: с. Бозой.

(точная дата проведения обряда будет утверждена в начале июня).

06.08.2022

Тайлган «Харгын Хоер Yбгэдтэ». Гора Капсал.

07.08.2022

Большой тайлган «Арын 13 ноёд». Место проведения: о. Ольхон, сбор 6 августа в 18:00 (подготовка), начало  7 августа в 11:00 ч. Мероприятие проводят МРОШ “Байкал” и МРОШ “Сулдэ”.

17.09.2022

Тайлган «Закрытие небесных врат»

в 11:00 ч, сбор в 10:00 ч. г. Иркутск, о. Комсомольский. Мероприятие проводят МРОШ “Байкал” и МРОШ “Сулдэ”

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ТАЙЛГАНАХ

22 мая МРОШ “Байкал” и МРОШ “Сулдэ” проводят тайлган “Открытие небесных врат”

Празднество «Открытие небесных врат» традиционное и имеет древнее происхождение. Сезонные празднования людей по всему миру так или иначе привязаны к циклам солнечной и лунной активности. Знамением прихода летней поры становились первые песни кукушки, трава зеленела, у деревьев наливались и начинали распускаться почки, расцветали первые цветы. В это время проводится большой тайлган (общий молебен – праздник) “Открытие небесных врат”, который знаменует начало поры, когда начинают проводить большие обряды для ниспослания от Тэнгэриев защиты, благополучия, удачи на весь год, до следующего лета.

Тайлган “Открытие небесных врат” большой праздник и для нас, людей, и для духов природы и Тэнгриев, приносящий благодарное, счастливое ожидание, что прошла холодная пора, она пережита и теперь мы все вместе наполняем наши сердца трепетной надеждой на благости от природы, ожиданием, что все неудачи и беды остались позади, мы перелистнули страницу и открыты новым благам, приходящим к нам с новой весной, новым расцветом природы. Со дня открытия небесных врат начинается пора больших обрядов: родовых обрядов, шаманских посвящений. Участвуя, молясь на таком большом тайлгане, каждый получает благословение и силы.

Каждый, независимо от вероисповедания, возраста и пола, может принять участие в тайлгане. С собой желательно взять: чай с молоком, водку, молоко (достаточно по 100–200 мл), сладости по желанию (что сами любите кушать) печенье, зефир, мармелад, конфеты, сливочное масло (символизирует достаток, изобилие). Сбор участников в 10 часов утра на острове Комсомольский (р. Ангара, г. Иркутск).

28 мая на острове Ольхон Совет шаманских общин проведет обряд поклонения царственному Хан-Хото-баабаю

Тайлган связан с древним культом священного Орла – символом хата Хан-Хото/Хута-баабая, царственного отца и благородного защитника Ольхона, одного из наиболее почитаемых божеств не только для кудинских и ольхонских бурят, но, согласно источникам, и для забайкальских шаманистов и буддистов. Обряд поклонения хозяину Ольхона, хранителю очага («центру» социума) Хану-Хото, открывает дорогу другим шаманским обрядам. Орёл («хотой» на якутском языке), по некоторым легендам, был первым шаманом у бурят и летал по всему миру.

10 июня в с. Аларь на горе Сорготой состоится Ехэ Тайлагаан

Ехэ Тайлагаан – обряд поклонения «5 убгэд», основателям пяти аларских родов и покровителям Аларской долины. В нем примут участие представители 9 Хонгодоровских родов, проживающих на территории Аларского района. Начало в 12:00 часов в селе Аларь на священной горе Сорготой.

Тайлган «Ардайн Yбгэдтэ» в Харанутской долине близ деревни Малая Кура переносится на 2023 год

Проведение тайлгана посвящено божествам села Харанут Эхирит-Булагатского района, известным как Ардайн убгэд. Более ранние времена их называли Ардайн аханууд. Местом проведения обряда является степь в нескольких километрах севернее деревни Малая Кура. С Качугского тракта место посвящения хорошо видно. Участие в тайлгане могут принимать все желающие, то есть ограничений нет: лишь бы в семье все было чисто у женщин и дома, а где живете был осуществлен обряд угощения «монгола». «Монгола» на постоянном месте проживания следует кормить каждый год, а в остальных местах рекомендуется раз в три года. Без угощения «монгола» любой обряд не достигнет цели. Исключение составляет обряд, связанный с болезнями внезапного, тяжелого характера и при недостатке времени. Этот шаманский ритуал можно проводить сразу, незамедлительно. Удобно угощать «монгола» сразу после наступления дня Покрова и затем весь год заниматься любыми шаманскими обрядами.

Пространством покровительства божеств Харанута является степь от Усть-Орды до Качугского поворота. Здесь на участке длиной примерно 10км проходит асфальтовая дорога теперь с довольно интенсивным движением поскольку многие пересели с лошадей и быков на быстрые автомобили. Практически каждый из нас по тем и другим причинам проезжает по этой степи и находятся под покровительством божеств Ардая на всем пути следования. Старцев Ардая в памяти харанутцев сохранилось много, и они обладали большой магической силой. М.Н.Хангалов в своих воспоминаниях приводит семь имен и фамилий шаманов Харанута с указанием цвета их бород и на каких конях они ездили.

Неспроста в старину харанутцы облюбовали эту местность. Здесь когда-то стояли юрты односельчан, паслись отары овец, табуны лошадей и стада коров. Травяной покров Ардая обладает особой силой: издавна известно особый вкус молока, сметаны, масла этой степи. Все это не могло не сказаться на рождении и деятельности шаманов. Они известны, например, как Ардайн арбан и Тайлани табан. Их упоминает в своей книге “Таинство и практика шаманизма” Б. Д. Банзаров.

2 июля в Иркутске на острове Комсомольский состоится тайлган “Ама Сагаан ноён”

Ама Сагаан ноён – Дух хозяин серо-коричневой скалы Шаман-камня – истока Ангары (аман –  бур. “рот”, “зев”) . Тайлган организуется следующим образом:

1. Подготовка проходит заранее, когда готовятся подношения для Божеств, распределяются между шаманами зоны ответственности.

2. Призвание родовых Божеств, 13 Хатов, Тэнгэри на праздник, сам молебен, когда боо и удаган (шаманы) объясняют, что приготовили, оживляют (очищают и благословляют) подношения, излагают просьбы.

3. Отправление подношений происходит через костёр, также сопровождается пениями боо и удаган теперь уже с благодарностью о благосклонности, принятии даров.

Подношения традиционны: прежде всего берёзовая роща, соединяющая три уровня Мироздания, оживляемая и являющая собой модель Вселенной; также каждый шаман дарует отрезы ткани, рубашку, конечно вкусные угощения: мясо, сладости, напитки, сливочное масло, все подношения подаются Божествам через хадак небесно-синего цвета.

Каждый, независимо от вероисповедания, возраста и пола, может принять участие в тайлгане. Подношения участников: чай с молоком, водку, молоко (достаточно по 100–200 мл), сладости по желанию (что сами любите кушать) печенье, зефир, мармелад, конфеты, сливочное масло (символизирует достаток, изобилие). Сбор участников на о. Комсомольский 10:00 ч, начало обряда в 11:00 ч. Мероприятие проводят МРОШ “Байкал” и МРОШ “Сулдэ”.

В местности села Бозой тайлган «Ухэр-Манхай тайлган» перенесится на 2023 год

Ухэр Манхай – место захоронения племенного материнского последа, считается у прибайкальских бурят одной из культовый гор. Рождение ребенка является великим чудом. Поэтому этот и последующие процессы сопровождались магическими обрядами. Одним из таких обрядов является захоронение материнского последа(тоонтолхо). В настоящее время в научной литературе материнский послед называют плацентой.

По верованиям бурят тех далеких лет надо было уберечь послед матери от злых духов. Для этого в северо-западной части юрты за очагом убиралась часть половиц. К этому занятию привлекались только старушки в нечетном количестве. Они выкапывали небольшую ямку, и туда роженица клала серебряную монету – символ долголетия ребенка. Затем на дно ямки стлали войлок, на который клали шерсть, уголь. Считалось, что этих вещей боятся злые духи. Зерна рассыпались, как символы здоровья ребенка и его последующего размножения. Не возбранялось класть на войлок камешки или кость овцы, как заслоны на пути тех же злых духов, из-за своих твердых качеств. Затем сверху помещали послед матери, и ямку засыпали. После этого над этим местом разжигали небольшой костерок, вокруг которого рассаживались роженица и старухи. Чашка с заранее приготовленным саламатом троекратно пускалось по кругу, в ходе которого “угощали” огня кусочками саламата и сами ели. На этом обряд захоронения материнского последа заканчивался.

У бурят место захоронения материнского последа считается священным и почитаемым. В старину на горе Ухэр Манхай тайлганы проводились два раза год, но вокруг все меняется и новые условия проживания диктуют новые правила существования. Распространение прибайкальских бурят на обширных территориях привело к тому, что стало не возможно приезжать из далеких мест и проводить тайлганы на Ухэр Манхайне. Выход из этого обстоятельства нашли следующим образом. На новое место проживания буряты некоторых родов увезли с соблюдением известных им канонов камни с горы Ухэр Манхая. И вокруг этих камней проводили шаманские тайлганы. В “красные” годы вообще не было условий проводить эти наши тайлганы. А в современное время скорость течения жизни такова, что почитание материнского последа в виде обрядов возможно в раз за несколько и более лет.

В 2022 году 9 июля будет проведен тайлган на горе Ухэр Манхай, посвященный племенному материнскому последу. Место тайлгана находится на западе в нескольких километрах от поселка Усть-Ордынский. К месту шаманского процесса в гору от д. Малая Кура ведет единственная грунтовая дорога. С места проведения обряда видна западная часть Усть-Орды.

6 августа на горе Капсал состоится тайлган «Харгын Хоер Yбгэдтэ»

Тайлган Харгын Хоёр посвящен покровителям дорог и путешествий – двум древним шаманам, выходцам из знатных бурятских родов. По легенде молодые шаманы влюбились в одну красавицу, из-за которой вступили в яростную схватку на дороге и убили друг друга. После трагической смерти они стали двумя старцами – покровителями дорог и защитниками путников, а место поклонения называется «Харгын Хоер Yбгэдэй бариса».

7 августа на острове Ольхон пройдет большой тайлган «Арын 13 ноёд»

Великие 13 северных нойонов, на бурятском языке мы произносим: Арын 13 ноёд или 13 Хат, по иерархии пантеона божеств Тенгрианства есть сыны Тэнгриев, сошедшие на землю, основавшие свои семьи и давшие клятву покровительствовать своим потомкам, благославлять, оберегать.

Великие 13 северных нойонов для нас есть связующее звено со всеми силами Вселенной, с Небесным миром Тэнгриев, со срединным миром матери Земли, с таинственным и изобильным подземным миром; связующее звено нас с силами корней наших родов. В число 13 Хатов входят хозяева Байкала, рек Ангары, Иркута, Баргузина и Лены, острова Ольхона, Тункинской долины, Качуга, всех морей и океанов и Буха-ноён.

Тайлган организуется следующим образом:

1. Подготовка проходит заранее, когда готовятся подношения для Божеств, распределяются между шаманами зоны ответственности.

2. Призвание родовых Божеств, 13 Хатов, Тэнгэри на праздник, сам молебен, когда боо и удаган (шаманы) объясняют, что приготовили, оживляют (очищают и благословляют) подношения, излагают просьбы.

3. Отправление подношений происходит через костёр, также сопровождается пениями боо и удаган теперь уже с благодарностью о благосклонности, принятии даров.

Подношения традиционны: прежде всего берёзовая роща, соединяющая три уровня Мироздания, оживляемая и являющая собой модель Вселенной; также каждый шаман дарует отрезы ткани, рубашку, конечно вкусные угощения: мясо, сладости, напитки, сливочное масло, все подношения подаются Божествам через хадак небесно-синего цвета.

Мероприятие проводят МРОШ “Байкал” и МРОШ “Сулдэ”. Сбор участников 6 августа в 18:00 часов (подготовка), начало тайлгана 7 августа в 11:00 часов. Подношения участников: чай с молоком, водку, молоко (достаточно по 100–200 мл), сладости по желанию (что сами любите кушать) печенье, зефир, мармелад, конфеты, сливочное масло (символизирует достаток, изобилие).

17 сентября МРОШ “Байкал” и МРОШ “Сулдэ” проводят завершающий тайлган «Закрытие небесных врат»

Осенью, когда природа сбрасывает яркое убранство, собран урожай, сделаны заготовки, скот и зверье в лесу набрались сил для предстоящей зимы, мы провожаем Тэнгэри ко сну, просим, чтобы и во сне Божества видели нас и оберегали.

В современном мире, как и встарь за проведение этих значимых ритуалов отвечают посредники между миром духов и миром людей – боо и удаган (с бурятского: шаманы). Бережно мы храним наши традиции и обычаи, верим, что только сохранение обрядов, ритуалов в их изначальном образе позволяет укреплять и поддерживать связь между поколениями, между тремя уровнями Мироздания и тем самым хранить ГАРМОНИЮ.

Тайлган организуется следующим образом:

1. Подготовка проходит заранее, когда готовятся подношения для Божеств, распределяются между шаманами зоны ответственности.

2. Призвание родовых Божеств, 13 Хатов, Тэнгэри на праздник, сам молебен, когда боо и удаган (шаманы) объясняют, что приготовили, оживляют (очищают и благословляют) подношения, излагают просьбы.

3. Отправление подношений происходит через костёр, также сопровождается пениями боо и удаган теперь уже с благодарностью о благосклонности, принятии даров.

Подношения традиционны: прежде всего берёзовая роща, соединяющая три уровня Мироздания, оживляемая и являющая собой модель Вселенной; также каждый шаман дарует отрезы ткани, рубашку, конечно вкусные угощения: мясо, сладости, напитки, сливочное масло, все подношения подаются Божествам через хадак небесно-синего цвета.

Каждый, независимо от вероисповедания, возраста и пола, может принять участие в тайлгане. Подношения участников: чай с молоком, водку, молоко (достаточно по 100–200 мл), сладости по желанию (что сами любите кушать) печенье, зефир, мармелад, конфеты, сливочное масло (символизирует достаток, изобилие). Сбор участников на о. Комсомольский в 10:00 часов утра, начало в 11:00 часов.