Опубликовано 22 июля 2022

УВАЖАЕМЫЕ ЗЕМЛЯКИ!
Большой обряд «Харгын Хоёр Yбгэдтэ», назначенный на 6 августа, переносится на будущий 2023 год. В связи с большой нагрузкой местных шаманов и несогласованностью родовых шаманов, являющихся хозяевами данного тайлгана. Одной из причин высокой занятости (нагрузки) шаманов на обрядах является окончание ковидных ограничений. Поэтому приносим свои извинения.

На участке 53 км Качугского тракта расположен важнейший для всех верующих объект — «Харгын Хоёр Yбгэдэй бариса» — граница материального и духовного миров, назидательный пример влияния воли небожителей на судьбы людей, символ хрупкого баланса жизни и смерти. Самые удивительные рассказы о чудесных свершениях, порою тревожных и пугающих,  могут поведать местные жители — все они связаны с этим священным местом. А истоки их в далекой древности, где родилось предание об ослепительной любви двух шаманов к прекрасной капсальской девушке, их трагической гибели в отчаянной и кровавой битве за сердце красавицы:  в результате один из них убил другого в местности Хапсал; мертвый же, воспользовавшись силой шаманского утха, поразил противника молнией. Так шаманы и погибли в пути. После смерти по вердикту Альбани суглаан (Всевышнего суда) оба шамана стали святыми старцами – покровителями дорог и защитниками путников, а место поклонения называется «Харгын Хоёр Yбгэдэй бариса».

Ежедневно тысячи людей проезжают по дороге через это место и делают подношения, угощают Старцев для того, чтобы те “смотрели” за ними в пути. Раз в два года в долине проводятся тайлганы — большие шаманские обряды, в которых участвуют десятки верующих; остальные устраивают обряды у себя дома.

Люди верят: “Стражи дороги даруют путникам необходимые силы и уверенность на своём Пути”.

Выше по трассе есть еще один барисан, построенный в начале 1990-х годов. Место было указано буддийским ламой, приехавшим выбирать место для сооружения местного дацана. В указанном ламой месте были сооружены у дороги сэргэ — столбы, сделаны беседки и оформлен сворот с трассы. Место сооружения символически связано не только с истинным святилищем божеств, но и с исторической ролью данной местности.

Проект «Харгын Хоёр Yбгэдэй бариса – храм под открытым небом»

В этом году проект «Харгын Хоёр Yбгэдэй бариса – храм под открытым небом» стал победителем регионального конкурса социально значимых проектов некоммерческих организаций по сохранению национальной самобытности Иркутской области, гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений 2022 года. Летом шаманы проведут рестаррационные и строительные работы, чтобы подготовить объект к торжественному тайлгану в 2023 году.

О ТАЙЛГАНЕ В 2022 ГОДУ

6 августа (суббота) в долине у Капсальской горы состоится тайлган «Харгын Хоер Yбгэдтэ». “Харгын хоер(два дорожных)” в Шаманском пантеоне являются Покровителями в дороге(особенно водителей),также проводят перед дальней поездкой(чтобы покровительствовали и присматривали в дороге), военнослужащим (Украина). Время сбора участников тайлгана и площадка проведения будут утверждены 1 августа по решению Совета шаманских общин Иркутской области и местной администрации. 2 августа на сайте учреждения и на нашей странице Вконтакте будет размещена вся дополнительная информация (обозначение координат на карте местности, точное время). Тайлган проводит Совет шаманских общин Иркутской области  — централизованная религиозная организация (свидетельство о государственной регистрации выдано «03» июня 2022 года, ОГРН 1223800009993).

Атрибуты для подношения: тарасун, молоко, саламат, заваренный чай.

Женщины (арюун, т. е. «чистые») также могут присутствовать вблизи от участников, обряд исполняют мужчины.

Мужчинам: ремень, рубаха с длинными рукавами, закрытая обувь, головной убор;

Женщинам: юбка (либо другая одежда с подолом), головной убор (можно косынку),закрытую обувь. Для желающих лично присутствовать на тайлагане, с собой взять:тарасун, молоко, заваренный чай, списки семей. Кто желает участвовать в обряде, но не сможет посетить,списки и денежные пожертвования отправлять по номеру размещенному ниже.

Желающим принять участие в этом религиозном событии необходимо подать заявку, согласно форме:

Фамилия, имя, отчество Род, подрод Местность происхождения (село, улус и т.д.)
например:
Иванов Иван Ехэ абзэ Олой

По всем интересующим вас вопросам обращайтесь по телефонам: +7 950 120 6869 (Александр Андреевич); +7 904 121 47 47 (Станислав Николаевич); +7 902 544 0176 (Константин Алексеевич).

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКА ШАМАНСКОГО ОБРЯДА

1. Соблюдать строго во время любых обрядов условие «арюун» – чистая семья. Имеется ввиду: запрещается участие любого члена семьи в обряде, если у кого-либо из женщин семейства наступили «критические дни», или эти дни имеют место у женщины, в доме которой заночевал будущий участник тайлгана. Обойти эту ситуацию можно следующим образом. Ночь перед тайлганом провести в чистой семье и отправиться на обряд, не заходя домой.

2. Провести до проведения любого тайлагана обряд чествования (кормления) «монгола». Без обряда кормления «монгола» невозможно добиться цели не только тайлгана, но и любого другого обряда. «Монгола» каждый кормит прежде всего в доме, где живет, а затем один раз в три года на малой родине. Семья, имеющая скот, кормят «монгола» два раза в год: в апреле, когда пришло время выпускать скот на пастбище, и осенью, после Покрова, когда наступили морозы, и скот пора загонять на ночь в стайки. Если у семьи нет скота, то можно проводить обряд кормления «монгола» один раз в год, после Покрова, т. е. когда наступил Новый год по бурятскому календарю. У многих семей количество мест кормления «монгола» достигает десяти и более. В таких случаях тяжело проводить обряд с прикладыванием к спиртному на каждом месте. Бывает часто так, что к концу, к последнему месту обряда, человек подходит уже никакой после приема спиртного. В такой ситуации можно рекомендовать следующую методику. На каждом месте кормления не прикладываться после кормления «монгола» к спиртному, равно к молоку, чаю, саламату и мясу, а молоко, спиртное, чай, саламат и мясо принимать после последнего места кормления монгола.

3. Приезжать мужчинам на тайлаган опоясанным ремнем, в головном уборе, закрытой обуви. Желательно иметь при себе рюмку, нож, кружку и миску.

4. Приезжать женщинам на тайлаган в платке, в платье или юбке. Брюки не желательны. Не возбраняется носить поверх брюк юбку. Губы не красить. Не заходить женщинам в запретные места проведения обряда. Часто встречаются женщины, установившиеся сами себе исключительность, и надо прилагать усилия, чтоб они соблюдали это требование.

5. Брать с собой продукты питания в количестве для своего употребления.

6. Участникам съезжаться только на место тайлгана, расположение которого узнавать у соответствующих ответственных родов, племен, деревень, сел. Много времени уходит, если сборы назначаются в одном месте, а тайлган проводится на другом. Стараться не опаздывать. В большинстве случаев начало обряда намечается на 10 час.

7. Соблюдать последовательность проведения тайлгана. Строго соблюдать те обычаи, которые приняты на этой местности, в этом роду. Один и тот же тайлган может проводиться в разных местах по-разному. Это тот самый случай, когда говорят: «Не лезь в чужой монастырь со своим уставом». Интересоваться и знать особенности проведения тайлгана.

8. Благодушно относиться ко всем участникам обряда. Не сквернословить, не употреблять нецензурные выражения. Бывают обряды, на которых нельзя кричать, громко разговаривать.

9. Составлять, если в этом есть необходимость, списки каждой семьи в двух экземплярах, один из которых должен находиться у члена семьи-участника обряда.

10. Запрещается категорически привозить спиртные напитки. Размеры спиртного определяются и закупаются организаторами тайлгана. Излишнее количество спиртного автоматически превращает тайлган в безобразное зрелище – пьянку. И поскольку женщинам не дано права совершать обрядовые действия, то на   местах их сбора выпивка вообще не желательна.

11. Принимать активное участие во всех мероприятиях проводимого обряда: поднести дрова, воду, котлы, разжечь и поддерживать огонь костра, участвовать в разделке и обработке мяса, уборке территории.

12. Не раздувать огонь при разжигании костров. При этом пользоваться только спичкой. Зажигалка не годится.

13. Собрать и увезти мусор по завершении обряда.

КОНТАКТЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ (СПИСКА)

Адрес электронной почты: booirk@yandex.ru

После 6 августа на сайте учреждения будут размещены статья о проведении и финансовый отчет тайлгана.