Опубликовано 05 августа 2022
28 – 31 июля прошли два замечательных события, отмеченных исключительной национальной самобытностью и экзотикой – фестиваль «Северный Аргиш – 2022» и Тунгусский конгресс. «Северный Аргиш» получил в этом году новое, глобальное измерение. Так сложилось, что оба события, проходивших в одном месте (турбаза Байкал-Трек в Куркутском заливе), были связаны единой целью – стали центром притяжения тунгусских народов, гостей со всей страны и мира, точкой пересечения человеческих судеб, местом культурного диалога и интеграции. Много интересных историй осталось с тех пор, историй об удивительных знакомствах, дружеских встречах, творческих прорывах и культурном взаимообогащении.
Наша история рассказывает о знакомстве и зародившейся дружбе трёх удивительных женщин из разных регионов России. Это Елена Григорьевна Колесова из Амурской области, Елена Васильевна Шорохова из Хабаровского края и Надежда Михайловна Савельева – наша землячка.
Елена Григорьевна Колесова – глава оленеводческой общины, занимается оленеводством и охотпромыслом в Амурской области. Помимо этого, она большая мастерица. Её работы из меха участвовали в большой выставке Тунгусского конгресса (рысь и др.) В свободное от оленей время, ночами, она шьет. В прошлом она возглавляла оленеводческий совхоз , где было семь тысяч голов. Сейчас занимается восстановлением поголовья, разрушенного в 1990-е годы. На сегодняшний день в хозяйстве уже триста оленей. Оленеводство – дело непростое. В далеком крае, где живет Елена Григорьевна,одна из главных опасностей – волки: «Есть, конечно, проблемы, как и везде. Волки – самый первый бич, а еще есть медведи… Они просто режут их, оленей. Не едят, а просто режут. Может быть, они обучают своих детенышей таким способом?».
Елена Васильевна Шорохова – шаман, пловец, участник заплыва «Вокруг Ольхона», а еще – настоящий «танцевальный дух» (по определению Надежды Савельевой). Елена Васильевна – женщина многомерная, она проводила на Тунгусском конгрессе один из больших обрядов. «Я родом из Хабаровского края, а теперь – так называемый «человек мира». Я веду тренинги от Белгорода до Петропавловска-Камчатского. Есть у меня одна замечательная программа из серии оздоровительных практик – очищение организма человека от паразитов. И с этими программами я по всем городам выступаю. Вот только до Улан-Удэ я еще не доехала. Привычный маршрут: Иркутск – Чита. Я много раз была в этих городах помимо программы. Сейчас на суглан приехала. Я Елене сказала, что она будет моим проводником в эвенкийский мир, по возвращению обратно к своим, а я буду её опорой в физическом плане. В ментальном плане ей, конечно, не требуется помощь, у нее опора мощная. Я приехала на конгресс посмотреть, обжиться, вобрать в себя. На суглане она вдруг говорит мне: «Все, переодевайся, бубен бери и бегом туда – сейчас открытие будет». В завершении также попросили провести настоящий шаманский обряд, не сценическое действие. И духи мне сказали: Что смотришь? Ты уже есть. Иди, делай!».
Савельева Надежда Михайловна – журналист и певица из Иркутской области, в жилах у которой течет эвенкийская кровь.Надежда Савельева: «У меня был очень большой запрос познакомиться с эвенкийскими шаманами: по материнской линии были шаманы и в нашей семье у нескольких человек есть способности. У меня они проявляются через голос. Поэтому, я ищу наставника, у которого можно научиться, а потом передать по наследству. И Тунгусский конгресс – это ответ на огромное количество моих вопросов. «Северный Аргиш» – это большая мечта. Честно говоря, я такое большое мероприятие никогда не вела как ведущая. Для меня это невероятный опыт, за который я очень благодарна! И проводником в этом стали вы. Мероприятия поменьше были разные, но человек на месте не сидит. И я еще раз благодарю за это, потому что мне настолько было комфортно, настолько я была уверена! Это было очень здорово и приятно. И на самом деле я сюда пришла, потому что чувствую себя частью Центра. У меня есть еще, как и у Вероники Васильевны (сотрудницы Центра), чувашские корни… Они, две Елены, были в гостях на нашей даче, у моей мамы. Моя мать и тетя имеют эвенкийские корни. И наши гостьи были очень рады, что там для них было совсем как дома: чай черный с молоком и прочая обстановка. Они уже обменялись кучей рецептов: как садить картошку, как что-то готовить, стряпать лепешки, готовить шарлотку. Я сама готовить умею, но до моей мамы мне еще очень далеко. Например, я не умею готовить дикое мясо. Просто у меня не было такого опыта. Но я чувствую, что после знакомства с эвенками на Тунгусском конгрессе, с великолепными эвенкийскими мужчинами, я осознала, что нужно этому обязательно научиться. На конгрессе я была в волонтерской группе, и они помогали убирать ленточки (собрали целый мешок), которыми ранее украшали площадку конгресса. И я выпросила у организаторов одну веревочку, даже две. Это же артефакт! Ведь было поистине историческое событие!».
Старикова Екатерина Александровна, ведущий методист одела традиционной культуры и культурно-массовой деятельности, провела для гостей экскурсию по Центру культуры – сначала по всем отделам, а затем по мастерским – швейной и резьбы по дереву. Перед экскурсией пили чай, беседовали.
Иркутск – город, где самый вкусный в мире торт и уникальный Центр национальных культур
Елена Григорьевна: «У вас в городе есть своя фабрика, как в Якутске, где изготавливают национальную одежду?»
Екатерина Александровна: «У нас есть мастерская по эвенкийским нарядам, где работает Евгения Гомбоева. У нас она единственный мастер в Иркутске, и мастерская базируется в центре города. Если вы хотите посетить мастерскую, то можно позвонить и договориться о приеме посетителей. В нашем Центре работает мастерская, изготавлявающая бурятские костюмы».
Елена Григорьевна: «Да, я бы очень хотела приобрести жилет, да и просто посмотреть, как они делают – сравнить со своими изделиями. И это прекрасно! (о Центре) Вообще есть ли еще такие центры, государственные учреждения по линии национальных культур? Допустим, у нас в области такого центра нет».
Екатерина Александровна: «Вообще, создание Центра было прецедентом для России. Иркутская область в плане национальной политики занимает одну из лидирующих позиций в Сибирском Федеральном округе. Доля населения, положительно оценивающего национальную обстановку, составляет почти девяносто процентов. Этот показатель один из самых высоких по стране У нас нет каких-либо значительных межнациональных и межконфессиональных конфликтов. И у нас очень много различных мероприятий проводится по линии нацполитики, спортивных и культурных – шахматных турниров, фестивалей, конкурсов, разных выставок и т. д. В регионе проживают, по данным 2010 года, около 760 тофаларов, 1200 эвенков».
Елена Григорьевна: «Я самую красивую тесьму, нужную, с нашим национальным колоритом, смогла купить только в Якутске. В Москве не нашла, в Благовещенске тем более».
Екатерина Александровна: «У нас, к сожалению, с этим товаром тоже очень туго. Мы даже бурятскую-то особо не можем здесь найти. Наши за ней в Монголию ездят на поездах из Иркутска или Улан-Удэ».
Елена Григорьевна: «Я сейчас в тайгу поеду, домой, и должна привезти здешний торт. Мы когда сюда на семинар приезжали, Вейсалова Нина Глебовна посоветовала нам фирменный иркутский торт. Мы его привезли с собой в Благовещенск. Вкуснейший! Половину я отвезла оленеводам. Нам нужно его купить… Вы не знаете свой иркутский торт?! Нет? Бренд города в синей коробке с надписью «Иркутск», хранится долго. Какой-то невероятный, очень вкусный торт!».
Надежда Савельева: «А фабрика Ангара делает очень вкусный кедровый грильяж – шоколадные конфеты с кедровыми орешками».
О путешествиях и любимом деле
Екатерина Александровна: «Вы, Елена Григорьевна, живете в самом Благовещенске?»
Елена Григорьевна: «Нет. Я живу в тысяче километров от Благовещенска. В городе я могу выдержать от силы 3 дня, самое большее – неделю. Я в марте лежала в больнице из-за коронавируса и мне пришлось, к сожалению, долго находиться в городе».
Надежда Савельева: «У нас ни дня без приключений! Елена Григорьевна купила эвенкийские лыжи. Расскажите про них».
Елена Григорьевна: «Я приобрела эвенкийские лыжи, обитые камусом. Их потом потеряли в автобусе, затем возле дерева их забыли, а после нашли там же нетронутыми. Видимо, никто ими пользоваться не умеет и не забрал себе».
Екатерина Александровна: «Вы, Елена Васильевна, тоже где-то далеко от Благовещенска проживаете? Каково ваше основное место проживания в перерывах между поездками?»
Елена Васильевна: «В перерывах между поездками в Чувашии есть одна деревенька, где мы с мужем построили баню. Дома нет, потому что мы там редко бываем. Когда мы в той стороне – Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Йошкар-Ола, Ульяновск – мы туда на четыре дня или неделю в баньку. Во время пандемии баня нас спасла, и я даже огород посадила – ведь что-то делать надо. А так, я поехала, поменяла сезон и опять… Мой муж нынче решил осуществить мечту юности – в дальнобой пошёл (в народе называется). У него бывают длительные рейсы: Астрахань – Красноярск– Архангельск – Питер… и опять все по новой… Новороссийск. А я сейчас занимаюсь своими программами, тренингами, оздоровительными практиками. Зимой я там нахожусь, помогаю людям и это на семидесятом году жизни».
Елена Васильевна в своих путешествиях фотографирует интересные объекты, которые она всюду находит благодаря своей особой наблюдательности. Подводный камень в форме лица на фотографии эвенкийской шаманки выглядит как живой. Елена Васильевна: «Он в каждое мгновение разный. Я потом у него (у камня) просила прощения. Я по нему ходила, так как с него делала заплыв к скале. Я много раз вокруг скал и вдоль берега плавала. И муж мой, глядя на меня, решил переплыть до грота и чуть не утонул. Было ощущение у него, будто не пускают. Пошел не в то время, не в тот час… Говорят, что нужно плавать в послеобеденное время, когда грот освещает солнце».
Родной язык и традиции
Екатерина Александровна: «Какая ситуация у вас в регионе с родным языком?»
Елена Григорьевна: «Люди моего поколения знают язык отлично. У нас пять поселков в Амурской области. В нашем поселке и в Усть-Нюкже самые говорящие люди, потому что дома мы все время говорим на родном языке. Молодежь хорошо понимает язык. В тайге никто не будет говорить по-русски, в тайге разговаривают только на эвенкийском языке. Это связано и с тем, что очень много понятий, связанных с таежной жизнью, существуют только в эвенкийском языке. Моему внуку, оленеводу, живущему в тайге со своей русской невестой, приходится все это знать. Временами он выбирается в город, когда ему бывает нужно».
Екатерина Александровна: «Мы сами, наш род, с Лены. Когда проводили один обряд в Качугском районе, выяснилось, что одна из далеких бабушек эвенкийка. Так, что у всех нас есть эвенкийская кровь!».
Далее поговорили об отношении молодого поколения к традициям и обычаям. Елена Григорьевна: «Нужно возродить старинный обычай бакалдын – встречу, де встречаются молодые парни и девушки. Это в нашей среде было продиктовано необходимостью, чтобы избежать кровосмешения. Кто бы за это взялся? Российская Ассоциация в прошлом начала это дело, но потом все утихло. Сейчас суглан прошел… Надо было на этом суглане сделать, ведь была же задумка – ленточки завязать молодым девушкам и парням, которые друг друга бы увидели, заприметили».
Надежда Савельева: «У меня ощущение, что я каким-то образом приложу к этому руку… На нынешнем суглане волонтеры хотели сделать эвенкийскую свадьбу, но в связи с плотным графиком мероприятий, просто не было, ни времени, ни сил. Это может воплотиться в рамках следующего конгресса, хотя, на самом деле, это надо делать гораздо раньше. Это нужно делать отдельным мероприятием, сочетающим все традиционные смыслы и учитывающим современные тенденции. Мы также можем, опираясь на фундамент традиции, переосмыслять и использовать новые технологии. Придумал же один Николай приложение «Аяна», помогающее изучать эвенкийский язык».
После чаепития и экскурсии наша встреча закончилась, но осталось много грандиозных планов, которые необходимо совместно реализовать. Для нас всех подобное общение замечательно тем, что открывает нашу жизнь с новой стороны, дарит широкие возможности для творческого обмена и дальнейшего развития национальных культур.
Смотрите также наш фотоальбом Тунгусского конгресса: Тунгусский конгресс – 652 фотографии (vk.com)