Опубликовано 27 сентября 2022
Иркутская область – обширная территория, богатая полезными ископаемыми, минеральными ресурсами, лесами, реками и озерами, целебными источниками, таежными дарами. Щедрая земля, рождающая талантливых людей крепких традиций. Уникальный край, поющий и танцующий яркой палитрой многонациональных культур, объединив на своей территории жителей более 130 национальностей. Иркутская область граничит на западе с Красноярским краем, на северо-востоке – с Якутией, на востоке – с Забайкальским краем, на востоке и юге – с Бурятией, на юго-западе – с Тувой. С севера на юг область протянулась почти на 1450 км, с запада на восток – на 1318 км. Пройдя более, чем 300-летний период развития в составе Российского государства, область в разные свои исторические периоды называлась Сибирский приказ, Сибирское царство, Иркутская губерния, Иркутское и Сибирское генерал-губернаторство, Сибирский край, Иркутское наместничество, располагалась от Тобольска до Аляски, от Северного Ледовитого океана до Монголии. А великий Сибирский тракт соединил Москву с покоренной Сибирью, а заодно и дал выход к Китаю. В начале XVIII века, к моменту появления русских, на берегах Ангары и Лены проживали буряты – самый многочисленный и сильный народ этих мест, а также тунгусы и карагасы (нынешние тофалары). В 1628 г. в среднем течении Ангары возник Рыбинский острог – первый острог на этой реке. В 1630 г. на волоке, ведущем на реку Лену, основано Илимское зимовье, а на реке Лене – Никольский погост, переименованный в 1655 г. в Киренский острог. В 1652г. положено основание Иркутскому ясачному зимовью, а в 1654 г. в самом центре бурятских кочевок заложен Балаганский острог. В архиве древних актов выявлено донесение енисейского воеводы И.И. Ржевского в Сибирский приказ–центральное правительственное учреждение в России XVII–XVIIIвеков, занимавшееся всеми делами, касающихся Сибири. В донесении содержится подробное изложение обстоятельств основания Иркутского острога енисейским боярским сыном Яковом Ивановичем Похабовым летом 1661 года. Первых жителей Иркутского острога было всего около тридцати человек, все – государевы люди. После установления мирных отношений с местными влиятельными бурятскими родами, Сибирский край начал постепенно наполняться переселенцами из других регионов Российской империи – русскими, татарами, белорусами, украинцами, немцами, поляками, евреями, чувашами, армянами. В сложных условиях люди заводили пашни и покосы, строили заимки и села, организовывали торговлю с коренным населением – бурятами и тунгусами, открывали месторождения железа, слюды, серебра, золота и других полезных ископаемых, развивали промыслы и ремесла, создавали очаги культуры. Ручеек переселенцев увеличивался ежегодно, превращая Сибирскую окраину России в богатую и развитую губернию. Развивая связи с Китаем, распространяя влияние в Монголии, удерживая берега Северного Ледовитого и Тихого океанов, Иркутский регион развивается, укрепляя за собой статус «кладовой Российской империи. Растущий регион укреплял и рост своего административного центра. Иркутский острог, основанный в красивейшем месте слияния двух сибирских рек Ангары и Иркута, получил статус города в 1686 году. По мере развития стал административным центром Сибирской губернии (XVII век), а в дальнейшем – столицей Восточно-Сибирского и Иркутского генерал-губернаторства (XVIII век), Иркутской губернии (XIX век) и Иркутской области (XX век).
Выгодное географическое положение Иркутска на пересечении торговых путей во многом определило его историю и развитие. Превращение Иркутска из острожного поселения в центр обширнейшей провинции, усиление административной роли города, расцвет торговли и золотопромышленности сказывалось на всех сторонах городской жизни: увеличивалась численность населения, менялся внешний вид города. Иркутск рос, строился, постепенно становясь красивым современным, респектабельными городом с деревянными и каменными строениями, многочисленными торговыми точками и ярмарками. Государственные экспедиции, организуемые российским правительством на Дальний Восток, в Якутию, Монголию, Китай, на Аляску, также формировались в Иркутске. Через Иркутск ехали все посольства в Пекин, проходили караванные торговые пути в Монголию и Китай. Оптовая торговля в Восточной Сибири так же была сосредоточена преимущественно в руках иркутских купцов. Таким образом, с конца XVII столетия Иркутск превращается в крупный административный и экономический центр огромного региона от Енисея до Тихого океана. С ростом городской застройки заметно увеличивается его население, усложняется социальная структура, насыщенней и разнообразнее становятся хозяйственные занятия и быт горожан. К 1825 году Иркутск занял второе место в Сибири по населению и первое – по количеству зарегистрированных купцов (финансовая и промышленная элита всего региона). Благодаря Сибирскому тракту, получившем в 1783 году статус Государевой дороги, Иркутск становится своеобразным «окном на Восток». Сибирский тракт называли еще Великий чайный путь. Именно этим маршрутом из Китая в центральную Россию доставляли дорогостоящий груз – чай, который наряду с пряностями, курительным табаком, сахаром-леденцом и «мягкой рухлядью» был одной из самых доходных статей в торговле между Востоком и Западом. Чайный путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей, от него отходили ответвления в разные российские губернии. Иркутск стоит на этом Великом торговом мировом пути, имевшем не менее важное значение, чем Великий шелковый путь. Чайный путь оказал большое влияние на развитие территорий, через которые он проходил, на развитие Сибири в целом: зарождались и расцветали города, развивалась промышленность, множились торговые учреждения, усложнялась инфраструктура поселений. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов – торговцев чаем – были вложены в строительство дорог и городов, образование и культуру, строительство церквей, освоение новых земель. Большое значение для культурного развития Иркутска имели пожертвования купечества на библиотеки, городской театр, издательское дело. Чайная торговля позволяла многократно увеличивать капиталы и вкладывать их в развитие Иркутска. Имена чайных купцов история сохранила в роскошной архитектуре каменного узорочья, изящных деревянных кружевах, вкладах в образование и культуру города. Даже кратко рассказывая об Иркутске, невозможно не упомянуть знаменитые иркутские «кружева», как их с любовью называют жители города – деревянные дома с уникальными элементами домовой резьбы особого иркутского барочного стиля, которой щедро украшены наличники и все детали фасада, двери, веранды, балконы многих деревянных строений. Самый старинный сохранившийся деревянный дом, переживший даже большой иркутский пожар 1879 года – дом Шубиных (1781г.) – памятник архитектуры федерального значения, в настоящее время находится на реконструкции. Самый знаменитый из сохранившихся и отреставрированных деревянных домов XIX века, одна из визитных карточек города – дом купцов Шастиных или «Кружевной дом». К своему 350-летию Иркутск получил роскошный подарок – архитектурно-рекреационную территорию Иркутская слобода (или 130-й квартал). Здесь возрождена средовая деревянная застройка, отреставрированы деревянные дома, имеющие историческую ценность, восстановлены утраченные здания, открыты кузнечные и гончарные мастерские, сувенирные лавки, кафе, художественные галереи, культурные центры. Наиболее важная составляющая климата Иркутской слободы – дух старины, который не нужно выдумывать, им овеян весь Иркутск. Сейчас 130-й квартал любимое место отдыха иркутян и гостей города. В настоящее время в Иркутске насчитывается около 685 памятников истории и культуры, из них 108 – федерального значения. Сохранились первые каменные здания столицы Восточной Сибири – Спасская церковь (1710) и Богоявленский собор (1723), Крестовоздвиженская и Троицкая церкви (1758 и 1782), строения Знаменского монастыря (1757–1762) и Римско-католическая церковь (1884), здания Восточно‑Сибирского отдела Русского Географического общества (1883–1891), Государственного банка (1897), городского театра (1894), Дом губернатора или «Белый дом» (1804). Иркутск включен в число исторических поселений России с сохранением планировки и застройки, а исторический центр города внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЭСКО. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 городу Иркутску было присвоено звание «Город трудовой доблести».
Декабристы в Сибири – явление в общественной жизни региона, оказавшее глубокое и разностороннее влияние на культурное, научное и образовательное развитие общества. Всего в сибирскую ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них – в каторжную работу, остальные – на бессрочное поселение. Достоверно известно, что в Иркутск первые декабристы прибыли 25, 27 и 29 августа 1926 года. Иркутское декабристское общество было одним из самых многочисленных: в п. Урик проживали семьи Волконских, Муравьевых, Михаил Лунин, Фердинанд Вольф, Николай Панов, в п. Усть-Куда – братья Поджио и Петр Муханов, в п. Оек Трубецкие и Федор Вадковский, в п. Бельск Анненковы и Петр Громницкий, в п. Олонки Владимир Раевский, в Мало-Разводной – Юшневские, братья Борисовы, Александр Якубович, в п. Смоленщина – Владимир Бесчаснов. До 1845 года большинство из декабристов бывали в Иркутске лишь наездами, а после выхода их на поселение, начинаются более тесные контакты с жителями Иркутска. Постепенно в городе обосновываются семьи Сергея Трубецкого и Сергея Волконского. С появлением декабристов и их семей в Иркутске в моду вошли чтение, подписка на газеты и журналы, посещение театра. Дома декабристов становились центрами культурной жизни Иркутска и тех сел Иркутской губернии, куда они переезжали на поселение. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии, читались лекции, проводились дискуссии, ставились домашние спектакли, проводились уроки по различным предметам. «В доме Волконских жилось шумно и открыто, здесь была прекрасная библиотека. Всякий принадлежавший к иркутскому обществу, почитал за честь бывать в нем». Декабристы щедро делились знаниями, приобретенными в лучших учебных заведениях России. Владимир Раевский открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, пригласил учителей, выписал учебные пособия. Свой дом в Тихвинском приходе Иркутска предложил использовать для занятий учебного заведения для девочек. Частной педагогической деятельностью занимались Петр Борисов, Алексей Юшневский, Иосиф Поджио. 3а тридцать лет сибирской ссылки декабристы сроднились со своей новой родиной. Покидая ее, многие из них благодарили сибирский край «за хлеб-соль и гостеприимство». Но для многих Сибирь стала последним приютом. Декабристы не только оставили добрую память о себе. Они способствовали формированию традиций, позволивших Иркутску стать городом интеллигентным, настоящей культурной, столицей большого региона. Время не стерло их благотворное и разностороннее влияние. В 1925 году, в дни празднования 100-летнего юбилея восстания на Сенатской площади, была создана декабристская экспозиция, положившая начало коллекции историко-мемориального Музея декабристов, который открылся в Иркутске 29 декабря 1970 года. Ежегодно с 14-25 декабря Музей проводит традиционный Областной фестиваль «Декабристские вечера». В эти дни проходят концерты, литературно-музыкальные, поэтические вечера, конференции в учреждениях культуры.
Вторая половина XIX века – это в прямом и в переносном смысле – золотой век региона. Иркутская губерния, так называется территория нынешней Иркутской области, продолжает активное экономическое развитие, связанное с развитием золотопромышленности и строительством Транссибирской магистрали. Сибирский железнодорожный путь при проектировании разделили на семь участков, среди которых был и Кругобайкальский маршрут, протянувшийся от Иркутска до пристани Мысовая на восточном берегу Байкала. Дорогу эту не случайно называют «золотой пряжкой стального пояса России» – здесь работы и трудностей было больше, чем на любом другом железнодорожном пути в мире. Благодаря таланту и трудовому подвигу строителей, железнодорожные инженерные сооружения безупречно вписались в суровый и ранимый байкальский ландшафт. В настоящее время КБЖД – Кругобайкальская железная дорога – это комплексный историко-архитектурный и инженерно-ландшафтный памятник федерального значения, расположенный в Прибайкальском национальном парке. Одно из самых экзотических и излюбленных мест отдыха и путешествий туристов из разных городов и стран.
В конце XIX века Иркутская губерния продолжает оставаться многонациональным и многоконфессиональным регионом, где различные этносы вначале адаптируются, а затем под взаимным влиянием многообразия культурных традиций, происходит их этнокультурная трансформация. По свидетельству архивных документов, в Иркутской губернии 1890 года «население состоит из смеси инородцев, переселенцев и ссыльных из разных местностей России. Бурят оседлых и кочевых — 117811, тунгусов — 1654, карагас — 431; в остальном населении преобладает русский элемент; между переселенцами ссыльными много поляков, белорусов, евреев, татар. Этническое смешение образовало особый местный тип — сибиряка, с особым местным говором. Православных значилось 372456, раскольников разных сект — 382 (более всего субботников в сел. Зиме, Балаганского окр.), католиков — 3485, армяно-григориан — 86, протестантов — 569, магометан — 2843, евреев — 6315, ламаистов — 14210, шаманствующих — 64945. В период с 1872 по 1881 г. приняло православие 16704 чел. (преимущественно буряты).В губернии, не считая городов, было 223 церкви, 2 монастыря, 216 часовен, 2 мечети, 2 дацана и 5 молитвенных домов».
В сложный период первых десятилетий ХХ века Иркутская губерния прекратила свое существование. Постановлением ВЦИК от 28 июня 1926 года она была упразднена. С 1925 по 1930 г. входила в Сибирский край, где краевым центром был Новосибирск, а с 1930 и до 1937 г. –входила в Восточно-Сибирский край. Постановлением ЦИК СССР от 26 сентября 1937 года, в результате разделения Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую, была образована Иркутская область с областным центром городом Иркутском. В состав области вошли 30 районов, девять городов и Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ (с 1958 г. – Усть-Ордынский Национальный округ) с центром в п. Усть-Орда. В 1937 году, при образовании Иркутской области, ее территория составила 774,8 тыс. кв. км. Она остается неизменной до сих пор. По площади регион занимает второе место в Сибири и пятое – в России, составляя 4,6% площади страны. Согласно Уставу Иркутской области от 17 апреля 2009 г. Днём Иркутской области является 27 сентября.
История Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – это судьбы многих миллионов жителей нашей Родины, отстоявших ее честь и независимость, проявивших беспримерное мужество и героизм в боях с фашистскими захватчиками. В годы войны Иркутская область обеспечивала Красную Армию вооружением и материально-техническими ресурсами, была крепким и надежным тылом. Промышленность Иркутской области в кратчайшие сроки перестроилась на военный лад. Переоборудованные для военного производства бывшие гражданские предприятия выпускали стрелковое оружие, миномёты, гранаты, деревянные части самолётов, инженерное снаряжение, лыжи – всего более 50-ти видов предметов оборонного значения. Швейные и обувные фабрики шили обувь и одежду для фронта, макаронные фабрики и мясокомбинаты заготовляли сухари, изготавливали противотанковые бутылки с горючей зажигательной смесью, медикаменты, пищевые концентраты и др. Из западных районов страны в регион эвакуировали 22 крупных предприятия машиностроения, легкой и пищевой промышленности, около 10 трестов и сырьевых баз, свыше 25 тысяч рабочих и специалистов. Основными районами приёма предприятий и грузов были города Иркутск, Черемхово, Усолье-Сибирское, Свирск. На Иркутском заводе им. Куйбышева установили оборудование с Краматорского завода тяжелого машиностроения, в г. Черемхово перебазировались машиностроительное предприятие из Луганской области, завод им. К. Маркса Наркомугля из г. Варварополье Ворошиловградской области, Кременчугская макаронная фабрика. На производственных площадках Иркутского авиазавода разместили оборудование Московского авиационного завода № 39 им. В.Р. Менжинского, Луганский патронный завод всю войну действовал в здании нынешнего авиационного техникум (ул. Ленина), на базе Иркутской макаронной фабрики развернули свое оборудование макаронные фабрики из Одессы. Город Свирск принял Ленинградский аккумуляторный завод. Прибывшие в течение октября-декабря 1941 года 3 обувных и 4 швейные фабрики из Одессы, Смоленска и Тулы были размещены в г. Усолье-Сибирском, п. Тельма, г. Черемхово. В связи с тем, что мужское трудоспособное население области было призвано на фронт, в тылу на фабриках, заводах, в колхозах трудились женщины, подростки, дети. Всеобщая трудовая мобилизация не обошла ни одного жителя региона, все было подчинено фронту. В Иркутской области, как и в других сибирских тыловых регионах, проходили лечение раненные бойцы. Всего по области организовали 45 госпиталей: в Иркутске (26), Нижнеудинске, Зиме, Тулуне, Черемхово, Свирске, на станции Мальта. Госпитали располагались преимущественно в зданиях учреждений образования — детских садах школах, училищах, институтах, а также в клубах и дворцах культуры. Через госпитали прошли свыше 100 тысяч раненных и около 90% из них вернулись к фронтовой и трудовой деятельности. Более 200 тысяч жителей Иркутской области ушли на фронт и самоотверженно боролись с врагом. Их славные дела и подвиги отмечены орденами и медалями за мужество и героизм. Звание Героя Советского Союза было присвоено 125 воинам, родившимся и призванным из Иркутской области. Наши земляки – генерал армии Афанасий Павлантьевич Белобородов и генерал-майон авиации Николай Васильевич Челноков дважды удостоены звания Героя Советского Союза. Как бы ни было трудно, в качестве материальной помощи фронту в Фонд обороны жители области перечисляли свои однодневные заработки, премии, компенсации. Жители Иркутской области на свои средства построили три танковые колонны «Иркутский комсомолец», «Черемховский шахтёр», «Иркутский железнодорожник» и три эскадрильи самолётов «Учитель», «Советский артист», «Байкальский рыбак». Всего на военную технику по области было собрано за годы войны 117 млн. рублей. Победу в этой кровопролитнейшей войне иркутяне «приближали как могли» и 9 мая 1945 вместе со всей страной встретили долгожданный, горько-радостный День Победы. В 1986 году за вклад в Победу Иркутск был награжден орденом Октябрьской Революции.
Вторая половина ХХ века – время формирования современного индустриального облика региона. Идет строительство Иркутской ГЭС, на Ангаре в Падунском створе, развернулись подготовительные работы по сооружению Братской ГЭС, начал действовать Осетровский речной порт. Продолжается сооружение промышленных предприятий в Ангарске, где в строй вводятся отдельные цеха первого в Восточной Сибири нефтехимического комбината. В окрестностях Иркутска в 1951 году приступили к строительству города Шелехова и алюминиевого завода, где в 1960 году был получен первый металл. В 1959 году началось строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и города Байкальска. На Илиме возводится Коршуновский горно-обогатительный комбинат и строится город Железногорск. В Иркутске сооружаются телецентр, хладокомбинат, студенческий и академический городки. К 1957 году в Иркутской области работает около 250 предприятий и 25 отраслей промышленности, производивших 75% общего объёма продукции Иркутской области. В 1974 в рамках строительства Западного участка БАМа (прокладка этой железнодорожной магистрали, севернее Байкала, с выходом к Тихому океану в районе Императорской гавани, планировалась ещё в дореволюционный период) было сооружено 13 мостов, в том числе два крупных через реки Лену и Таюру. За годы индустриализации Иркутская область стала крупнейшим центром энергетики и энергоёмких производств. Здесь получили развитие цветная металлургия, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, добыча ценных полезных ископаемых. Область превратилась в важнейшего поставщика алюминия, нефтепродуктов, леса, целлюлозы и бумаги, продуктов органического синтеза, каменного угля. Уровень промышленного роста, степени освоения природных ресурсов, специализации и концентрации промышленного производства был очень высок. Начавшаяся с середины 80-х годов «перестройка» внесла существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь Иркутской области, как и по всей территории СССР. С принятием Конституции России в 1993 году, Иркутская область стала субъектом РФ. В марте 1994 года – первые выборы в Законодательное собрание и выборы губернатора. Юрий Абрамович Ножиков стал Первым губернатором нашего региона. 1995 год – принят Устав Иркутской области. С 2002 года в Иркутске проводится Байкальский международный экономический форум. В 2005 году парламенты Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа приняли обращение к президенту РФ «Об образовании нового субъекта Федерации». 16 апреля 2006 года состоялся референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО, в результате которого с 1 января 2008 года новый субъект РФ носит название «Иркутская область» и является правопреемником обоих субъектов.
Иркутская область – крупный научный и образовательный центр, входит в число регионов с большим научно-техническим потенциалом. В регионе сосредоточены научно-исследовательские институты Академии наук Российской Федерации: институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, институт геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН, институт динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова СО РАН, институт земной коры СО РАН, институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, институт солнечно-земной физики СО РАН, Институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, институт физиологии и биохимии растений СО РАН, Иркутский филиал института лазерной физики СО РАН. Лимнологический институт СО РАН, Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Иркутский научный центр хирургии и травматологии, научный Центр проблем здоровья, семьи и репродукции человека, Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований (ВСИМЭИ). Иркутские ученые пользуются заслуженным авторитетом в научной среде. Их разработки применяются в дорожном строительстве, фармацевтике, сельском хозяйстве, играют важную роль в создании высокотехнологичных и наукоемких производств, в решении экологических задач региона. Ведущие высшие учебные заведения традиционно являются центрами развития науки, а система высшего образования Иркутской области в целом – мощный ресурс для развития всех отраслей экономики региона. В настоящее время в Иркутской области действуют около 20 учреждений высшего образования: Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИрНИТУ), Байкальский государственный университет (БГУ), Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), Иркутский государственный медицинский университет (ИГМУ), Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского (ИрГАУ), Восточно-Сибирский институт МВД РФ, Восточно-Сибирский институт экономики и права; филиалы Российских ВУЗов. Правительство Иркутской области принципиально заинтересовано в участии иркутских вузов и научных организаций в приоритетных федеральных проектах. Для динамичного развития региональной науки и высшего образования в настоящее время создаются благоприятные условия. Иркутская область сегодня – это область больших возможностей, территория социально-экономического, культурного, образовательного развития, претендующая на лидирующие позиции по уровню и качеству жизни населения в Российской Федерации; регион, обладающий уникальными рекреационными ресурсами и мощным культурно-историческим потенциалом.
Традиции дружбы и согласия
Уникальность Иркутской области, связанная с ее географическим положением, близостью озера Байкал, культурными традициями, уходящими корнями в прошлые века, проявляется во всей самобытности и полноте в культурной жизни региона. Самая плотно заселенная и этнически богатая часть Восточной Сибири, Иркутская область всегда была, есть и будет территорией, где в мире и согласии проживают люди более 130 национальностей и разных конфессий. Приезжая в Иркутскую область в разные исторические периоды – от начала освоения региона, в советский период индустриализации или сегодня, каждый человек привносит в историю нашего края неповторимый и богатейший опыт своей культуры, где едиными остаются гуманистические ценности – человечности, дружбы, трудолюбия, уважения, ответственности. Каждая национальная культура, стараясь сохранить себя, свою целостность и идентичность, прорастая и пуская корни в Сибири через песни и танцы, традиционные ремесла и обряды, обогащает современную культуру Прибайкалья. Если мы представим этнокультурную карту Иркутской области, то перед нашим взором предстанет яркая и пестрая картина колоритных национальных костюмов. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Иркутской области проживают представители 156 национальностей. Самая многочисленная из них –русские (88,3% общего числа жителей); вторая–буряты 3,2%; украинцев–1,3%; татар –0,9%; белорусов–0,3%; армян–0,3%; азербайджанцев –0,2%. Замыкают десятку лидеров чуваши, киргизы и узбеки, их численность колеблется от 4,4 до 4,6 тысячи человек (по 0,2%); эвенки – 1400 человек, тофы– 630 человек.
Впечатляет многообразие национально-культурных организаций региона, которые ведут активную социальную и культурную деятельность по сохранению и развитию своих национальных традиций. Перечислим самые крупные и давно действующие из них: Иркутская городская общественная организация «Центр русской культуры», Иркутская областная общественная организация «Центр бурятской культуры», Региональная общественная организация «Иркутское товарищество белорусской культуры им. Я.Д.Черского», Иркутская городская общественная организация «Белорусский клуб «Кривичи», Иркутская городская общественная организация «Украинский культурный центр «Днипро», Иркутская областная общественная организация «Татаро-башкирский культурный центр», Общественная организация «Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области “Юлташ», Иркутская областная общественная организация «Польская культурная автономия «Огниво», Иркутская региональная общественная организация «Центр корейской культуры», Иркутская областная общественная организация «Литовский национально-культурный центр «Швитурис», Иркутская городская общественная организация «Иркутское армянское культурное общество», Иркутская областная общественная киргизская национально-культурная организация «Дружба», Иркутская областная общественная организация «Азербайджанский конгресс Иркутской области», Общественная организация «Еврейская национально-культурная автономия Иркутской области», Иркутская областная общественная организация российских немцев «Возрождение», Иркутская областная общественная организация «Таджикское национально-культурное общество «Соотечественник», Иркутская областная общественная организация «Сибирский туркменский национально-культурный центр «Байкал», Иркутская региональная общественная организация «Культурный чечено-ингушский центр «Вайнах», Иркутская областная общественная организация «Узбекский национально-культурный центр «Наше Отечество».
Реализуемая в регионе программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области», помогает национально-культурным центрам по всему нашему большому региону сохранять и развивать свои национальные традиции, знакомить с ними жителей Иркутской области и ближе знакомиться друг с другом. С 2018 года проводится фестиваль национально-культурных объединений и общественных организаций Иркутской области «Дружба народов Прибайкалья». Цель мероприятия – возрождение, сохранение и развитие традиционных культур и национальных видов спорта. На фестивале «Дружба народов Прибайкалья» мы видим яркие танцевальные номера бурятских ансамблей «Ангара» и «Улаалзай», вдохновляемся темпераментным азербайджанским танцем лезгинка, восхищаемся пластикой движений узбекского танца «Ручей», слушаем протяжные русские мелодии коллектива «Ситцевая деревенька», лирические песни украинцев и белорусов, подпеваем зажигательным мелодиям чувашских песен в исполнении ансамбля «Коляда», аплодируем в такт немецкому народному танцу драйштрайрер.
Охватить все краски многонациональности Иркутской области, увидеть восхитительные этнические костюмы, услышать разноголосье национальных интонаций в песнях и общении, дегустировать блюда национальных кухонь, почувствовать настоящий живой интерес к традициям – все это воплощено в программе фестиваля«Дружба народов Прибайкалья». День народного единства, День России, День Иркутской области, бурятский Сагаалган и чувашский Акатуй, белорусское Купалье и татарский Сабантуй – каждый праздник становится днем национального и культурного единения, где рождается тонкое чувство сопричастности, а историческая память чутко резонирует с гордостью за свое национальное самосознание.
Культурная палитра области
Совместное проживание коренных народов и переселенцев, и последовавшее за этим сплетение культур, соединили в пестрое полотно разнообразные ремесла, являющиеся неотъемлемой частью культурного наследия Иркутской области. Создание одежды и бытового текстиля всегда занимали особое место в культуре, а предметы, изготовленные в технике узорного ткачества исторически имели сакральное значение. Многие важные события в жизни человека – рождение, совершеннолетие, замужество, уход из жизни – происходили с обрядовым использованием таких предметов. До XVII века в Сибири преобладал текстиль животного происхождения, в XVIII веке постепенно вводились в обиход ткани из растительного сырья местной обработки, а в XIX веке по всей сибирской территории от Урала до Тихого океана распространился текстиль местного производства.
Мастера Иркутской области и в настоящее время сохраняют русские ткацкие традиции. Так, коллектив Центра славянской культуры (руководитель Л.А. Ванцай) п. Атагай МКУ «Районный центр народного творчества и досуга» Нижнеудинского района провел уникальную работу по реконструкции льняного производства полного цикла, а так же процессов выращивания льна и его обработки. В этот культурный комплекс входит не только ремесло как таковое, но и сопутствующий фольклор: календарные обряды сева и сбора урожая, приметы, обычаи, песни. Другой пример – соломоплетение, яркое и самобытное ремесло, являющееся для Прибайкалья традиционным элементом русской, белорусской, украинской переселенческих культур. Не утрачивая национальную идентичность, переселенцы, оказавшись в Сибири, адаптировали собственные традиции к сибирским условиям проживания, соединили их с местным колоритом. Клуб декоративно-прикладного творчества «Сибирский ларец» (руководитель С.Б. Бронникова) Дома народного творчества с. Бельск Черемховского района Иркутской области занимается сохранением традиций утилитарного и художественного соломоплетения и сопутствующих им особенных способов заготовки соломы и обрядовой символики соломенных изделий. Нередко ремесленные традиции, пришедшие в Сибирь из других регионов, начинают жить здесь собственной жизнью. Например, различные технологии росписи: урало-сибирская, мезенская, городецкая, хохломская. Творческое объединение декоративно-прикладного искусства «Мастера Илима» (руководитель Е.Н. Михеенкова) МБУ ДО «Школа искусств № 2 им. Т.Г. Сафиулиной» г. Усть-Илимска сохраняет и развивает традиции художественной росписи по дереву и бересте. Участники коллектива изучают исторически известные технологии, творчески интерпретируют их, внося современные элементы, добавляют местный колорит, создавая поистине уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Гончарное дело и художественная керамика являются одним из наиболее распространенных и имеющих давнюю историю сибирских ремесел. На начальных этапах освоения Сибири русские переселенцы самостоятельно обеспечивали себя предметами первой необходимости, в том числе простой и незатейливой керамикой. В XVIII веке в связи с разведыванием новых локальных месторождений глины, с ростом населения и его потребностей, гончарное ремесло начинает развиваться более активно. В начале XIX века сибирские гончары-ремесленники производят керамику для домашних нужд, на заказ и на продажу, а со второй половины XIX века мелкотоварное мануфактурное производство теряет свой приоритет и замещается фабричным. На базе традиционных технологий сибирского гончарства (восстановительный обжиг, обвар в мучной болтушке и другие) мастера керамики настоящего времени по-новому подходят к традиции, создавая оригинальные стили в гончарном искусстве. Керамисты студии декоративно-прикладного искусства «Лад» (руководитель В.Н. Атминович) МКУК «Центр ремесел» с. Гуран Тулунского района, являясь наиболее яркими представителями гончаров региона, умело соединяют в своих работах русские традиции и местные региональные особенности.
Хореографическая культура Сибири, как и другие виды народного творчества, впитала в себя национальные черты и оттенки всех народов, проживающих здесь традиционно и исторически. Сибирский танец, отличающийся сочетанием традиций и талантливой импровизацией, стал результатом синтеза национальных стилей в сотворчестве всех народов, заселивших Сибирский край. Приобщение к богатому наследию танцевальной и музыкальной культуры коренных народов Прибайкалья – бурят, эвенков, тофов – даёт возможность проникнуть в истоки зарождения Сибири. При этом внимание акцентируется на региональных особенностях, среди которых: география местности, особенности костюма, характер и мелодика музыки, исторические и социальные условия, под влиянием которых сложился образ, характер и стиль того или иного танца.
В 1972 г. в поселке Алыгджер Нижнеудинского района, где проживает уникальный и малочисленный народ Иркутской области – тофалары, был организован ансамбль национального танца «Дыырак-Ибилер» («Быстроногий олень»). Этот яркий ансамбль создала Нинель Павловна Перфильева – заслуженный работник культуры Российской Федерации, хореограф, режиссёр, исследователь, поэт, легенда хореографии Иркутской области. В 1984 году ансамблю было присвоено звание «Народный коллектив». В состав коллектива входит около 40 человек разного возраста: подготовительная группа (от 6 до 8 лет), младшая группа (от 9 до 11 лет), средняя группа (от 12 до 14 лет), старший состав (от 15 до 17 лет), взрослый состав (от 18 и старше). В репертуаре ансамбля более 30 хореографических постановок: тофаларские танцы в традиционной манере исполнения, танцы народов мира, стилизованные композиции. Сохранение и возрождение национальных обрядов танцевального творчества тофаларов, приобщение к национальной культуре через танец, развитие творческих способностей – являются приоритетными направлениями деятельности ансамбля «Дыырак-Ибилер». Творческая зрелость, профессионализм, стремление к сохранению самобытности тофаларского народа – благодаря этим качествам участники коллектива неоднократно становились лауреатами и дипломантами различных конкурсов, смотров, фестивалей местного, регионального и всероссийского уровней.
Истоки традиционных эвенкийских танцев уходят в глубокую древность, когда танцевальные элементы естественно и органично входили в обряды, празднества, игры, связанные с социально-бытовыми, семейными, трудовыми отношениями, являясь тем самым средством духовного единения эвенкийского народа. Именно поэтому в целях изучения и возрождения народного быта, традиций, обрядов, песенного и танцевального фольклора в муниципальных образованиях Иркутской области, где компактно проживают эвенки, созданы национальные центры. На базе этих центров ведут свою деятельность творческие коллективы, которыми руководят профессиональные хореографы и хормейстеры, создающие авторские песенно-танцевальные и музыкальные произведения, заимствуя элементы народных традиций. Не смотря на то, что современные хореографические постановки утратили свою сакральность и связь с традиционными обрядами, художественная сторона и яркая этническая окраска танцевального искусства эвенков всегда вызывает большой интерес у зрителей.
Среди созданных в разное время эвенкийских творческих коллективов, два коллектива имеют звание «образцовый». Это ансамбль танца «Дылачакан», руководитель О. Сычигир, с. Ербогачен Катангского района и народный ансамбль песни и танца «Осиктакан» руководитель В. В. Хорищенко, с. Вершина Тутуры Качугского района. Вокально-хореографическая молодежная группа «Синилгэн» («Снег»), фольклорная группа «Улгуни» («Пословица»), хореографическая группа «Аяльди» («Здравствуйте») Бодайбинского района, с. Перевоз, руководитель Маслянко Любовь Михайловна; ансамбль «Гоёкокун» («Малыши») Качугского района, с. Вершина Тутуры, руководитель В. Хорищенко; фольклорный ансамбль «Биракан» («Реченька»), г. Иркутск, руководитель Гомбоева Евгения Бато-Мунхоевна развивают живую и хрупкую эвенкийскую культуру коренных малочисленных народов Севера Иркутской области. В 1981 году Галина Сергеевна и В. Мурашкины – продолжатели школы Н.П. Перфильевой, организовали ансамбль песни и танца «Ангара». Визиткой коллектива стала одноименная вокально-хореографическая постановка на музыку сибирского композитора Владимира Шульги. Все постановки Галины Сергеевны, основанные на знании местного сибирского фольклора, развивают народные традиции, воспитывая в исполнителях и зрителях чувство любви к своей родной земле, бережное и внимательное отношение к истокам народности. Замечательный иркутский коллектив «Колокольчики» вот уже 35 лет знакомит зрителей с самобытностью, богатством и разнообразием красок сибирского народного танца. В репертуаре «Колокольчика» хореографические постановки связанные с темой нашего региона: «Иркутяночка», «Перетопы», «Иркутская круговерть», «Глазковская полька», «Зима в Иркутске», «Утушки». Все эти авторские композиции помогают прочувствовать и глубже понять, насколько прекрасна наша малая Родина. Народный ансамбль танца «Глубинка», бессменно руководимый вот уже 25 лет людьми безгранично талантливыми и сердечно преданными народной культуре – Виктором Владимировичем и Татьяной Викторовной Ручиными. Как отмечают участники ансамбля, здесь не только обучают детей искусству народного танца. Эстетическое и нравственное воспитание, строгая дисциплина и вместе с тем трепетное отношение к каждому ребенку создают особую атмосферу и культуру общения внутри коллектива. А в результате – из года в год мы наблюдаем за творческими успехами ансамбля в области, в России и за рубежом. Гордостью коллектива являются танец старообрядцев Сибири «Семейские гуляния», казачьи плясы «Станица», «Забайкальская плясовая». Народному ансамблю танца «Палитра» Иркутского областного колледжа культуры (руководитель О.В. Горина) в своих исполнительских постановках удается передать характерное для сибиряков чувство собственного достоинства и самоуважения. Особенно хороши образы жителей Сибири в хореографических постановках «Предбайкальские плясцы», «Иркутские гуляния», «Пляс прибайкальских казаков». В репертуаре есть интегрированные русско-бурятские композиции «Мой край», «Славное море Байкал».
Во всех муниципальных образованиях Иркутской области, где компактно проживают буряты (а это шесть районов Усть-Ордынского бурятского округа, Ольхонский район), благодаря созданным почти 30 лет назад БНКА (бурятским национально-культурным автономиям) действуют фольклорные и хореографические коллективы, мастерство и профессионализм которых подтверждаются грамотами и наградами областного, всероссийского и международного значений: народный фольклорный ансамбль “АмарСайн” (Аларский район), народный бурятский фольклорный ансамбль «Баян Дайда» и детский образцовый бурятский фольклорный коллектив “Галхан” (Баяндаевский район); бурятский народный фольклорный коллектив «Ургы» и детский образцовый хореографический ансамбль «Алтаргана» (Боханский район);народный бурятский фольклорный коллектив «Жаргал», народный хореографический коллектив «Байгал», фольклорный коллектив «Алтансэсэг» (Нукутский район), народный хореографический коллектив «Сэсэг», фольклорный коллектив «Эрмэлзэл», народный хореографический ансамбль «Сагаан Дали», народный фольклорный коллектив «Енгууд», фольклорный коллектив «Тэрэнги» (Осинский район), народный фольклорный ансамбль «Худайн Гол», фольклорный ансамбль «Арюун Булаг» (Эхирит-Булагатский район). Во всех современных хореографических постановках эти коллективы стараются сохранить живой феномен национального бурятского танца, транслирующий духовное наследие своего народа, а так же показать лучшее, что заложено национальной традицией – благодарность своим родовым истокам.
Хореографический ансамбль национального танца «Ангара» (г. Иркутск) под руководством Николая Африкановича Шаргаева – один из ярчайших бурятских национальных коллективов. Основу репертуара ансамбля, существующего с 2007 года, составляют традиционные бурятские, монгольские танцы, танцы народов Севера. За период своей деятельности в ансамбле созданы 10 хореографических постановок: «Приветственный танец», «Ёхор иркутских бурят», «Ёхор ольхонских бурят», «Манайбасагад»,стилизованный монгольский танец «Урагшаа», корякский танец «Ухажёры», эстрадный танец «Шэнэёхор», танец шамана; театрализованная постановка коллекции знаменитого мастера-модельера Анжелики Алсаткиной «Мифы кудинских бурят»; хореографическая сюита «Зэгэтэаба» («Облавная охота»).
Большинство бурятских фольклорных и хореографических коллективов являются непосредственными носителями национальной аутентичности. В современную цифровую эпоху они сохраняют устную природу музыкально-фольклорных произведений, передавая их от старшего поколения к младшему, исполняют песни, записанные на территории проживания.
Один из старейших бурятских ансамблей Иркутской области, ведущий свою деятельность почти четверть века – фольклорный народный ансамбль «Аянга» (г. Иркутск). Ансамбль создан в 1998 году по инициативе «Центра бурятской культуры» с целью возрождения самобытности национальной культуры бурят Иркутской области. В разное время коллективом руководили Оксана Самбаевна Шагдарова, Баира Цыдыповна Аюрова, Наталья Николаевна Ильина. Ансамбль имеет множество грамот и благодарностей разного уровня: дважды награжден грамотой Министерства культуры и архивов Иркутской области за большой вклад в развитие культуры Иркутской области; имеет диплом I степени в конкурсе ёхоров в областном фестивале «Ердыннаадан» (2009г.) и диплом III степени в конкурсе фольклорных коллективов в номинации «Один день бурята» на празднике «Сурхарбан» (2006г.). Ансамбль «Аянга» трижды становился дипломантом Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана»: Диплом III степени (г.Улан-Удэ, 2006г. и г. Иркутск, 2008г.), Дипломом II степени и Серебряная медаль (Монголия, 2010г.) Огромная заслуга в сохранении и развитии бурятского фольклора принадлежит большим знатокам старинных народных песен и ёхоров: Евгении Забеевне Балдыновой, Киму Андрияновичу Макарову, супругам Эдуарду Леонтьевичу и Раисе Самсоновне Халзановым.
Народный фольклорный ансамбль «Худайн гол» (руководитель Н.П. Балдынова, Эхирит-Булагатский район) восстановил и подготовил к показу обрядовые действа бурят: «Свадебный обряд», «Обряд встречи гостей», «Обряд заселения молодой семьи в новую юрту», «Обряд сватовства», «Обряд Мяхуула» (праздник по поводу завершения весеннее-полевых работ). Одна из главных задач самодеятельных фольклорных коллективов культурно-досуговых учреждений и учреждений дополнительного образования Иркутской области, пришедших на смену аутентичным исполнителям, является подлинное воспроизведение образцов музыкального фольклора, реконструкция песенной традиции. Стиль и манеру аутентичных исполнителей демонстрируют такие коллективы, как фолк-дуэт «Оберег» (руководитель Е.Ф. Анкудинова), народный фольклорный ансамбль «Лучинушка» (руководитель В.Б. Бондарь), фольклорная группа «Раздолье» (руководитель А.Ю. Пономарев). Дошедшие до нас традиционные сибирские песни обладают высокохудожественными мелодическими и ритмическими средствами музыкальной выразительности, где так же важным условием целостности музыкального образа является гармоничное соотношение мужского и женского вокального начала. Сегодня, как факт, мы можем отметить высокий интерес к фольклорному движению мужского населения области. В результате этого интереса появляются мужские фольклорные коллективы. Например, мужской ансамбль народной песни «Ведагор» (руководитель А.М. Якимова, Ангарский городской округ) – один из самых молодых коллективов созданный в 2015 году. В его состав вошли поющие мужчины г. Ангарска – студенты, инженеры, рабочие – неравнодушные к отечественной культуре и русской песне. Основу репертуара ансамбля составляют произведения лирико-патриотического содержания и казачьего фольклора. Коллектив казачьей песни «Будара» (руководитель А.Н. Иващенко, Зиминское районное муниципальное образование) – Лауреат II степени Областного смотра-конкурса традиционной казачьей культуры и художественного творчества первичных казачьих обществ Иркутского войскового казачьего общества «Моя любимая станица» – яркий пример прекрасного народного мужского вокала.
Объединяя различные направления народного творчества, ориентированные на сохранение национальных культур, фольклора и этнографии, Министерство культуры и архивов Иркутской области организует масштабные культурно-массовые мероприятиях, направленные на развитие межнационального диалога и знакомство с культурным наследием как внутри так и вне региона. Международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры», Международный этнокультурный фестиваль «Ангинский хоровод», Областной этнофестиваль «Мы разные. Мы вместе», культурно-просветительский проект по возрождению традиционных календарно-обрядовых праздников народов Иркутской области «Этно-Квартал» – эти и другие этнокультурные проекты объединены сверхзадачей сохранить и передать следующим поколениям жителей Иркутской области все многонациональное, многожанровое культурное богатство региона. Чтобы яркая сибирская самобытность продолжала жить еще многие годы, а Иркутская область оставалась дружественной территорией для всех культур мира.
Международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры» реализует цели по сохранению культурного наследия коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Древний праздник кочевых народов Центральной Азии, возрожденный из глубины веков, за первое десятилетие своей современной истории вырос в крупный международный фестиваль. В 2013 году Ёрдынские игры включены в календарь мероприятий ЮНЕСКО, а в 2016 году, благодаря победе в номинации «Народные традиции» Всероссийского конкурса событийного туризма, в национальный календарь культурных и туристических мероприятий России. Начиная с 2001 года «Ердын Наадан» принимал гостей из разных регионов нашей страны: Иркутской области и Забайкальского края, Республики Бурятия и Республики Саха (Якутии), Алтая и Тывы, Калмыкии, Красноярска, Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы. Представители кочевых народов, проживающие в Кыргызстане, Казахстане Монголии, Китае, Южной Корее и даже Германии так же становились участниками фестиваля в разные годы с 2001-го по 2019-й. Яркая и разнообразная программа сделала «Ёрдынские игры» одним из брендовых этнокультурных событий Иркутской области.
В XXI веке мир стремительно меняется. Все меньше становится людей, помнящих по рассказам своих бабушек и дедушек уклад жизни сибирской деревни, уходят в историю предметы быта, одежда, традиционные ремесла, народные песни и танцы. Сейчас нам очень важно успеть выявить и зафиксировать материальные объекты и объекты нематериального культурного наследия – все, что относится к традиционной народной культуре. И в нашем кратком историко-культурном очерке мы не можем не упомянуть учреждения, которые на протяжении многих лет последовательно, методично занимаются изучением, сохранением и развитием таких разных и неповторимых культурных традиций нашего региона.
Иркутский областной Дом народного творчества, созданный в 1940 году, более 80-ти лет ведет работу по сохранению традиционной культуры, фольклора, нематериального наследия, методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями региона. Во-многом, именно благодаря деятельности ИОДНТ традиции и инновации соединяются в неповторимый узор народного искусства, возникают творческие альянсы, рождаются художественные образы, олицетворяющие Иркутскую область как регион, где история не отделена от современности, а культурное наследие продолжает жить в новых формах.
Иркутское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» в 2021 году отметил 15-летие своей деятельности. Основанный в 2006 году, это был первый уникальный культурный центр на территории всей России, отвечающий за сохранение и развитие бурятской культуры Иркутской области. В 2012 году на основании распоряжения Правительства Иркутской области Центр был переименован в Иркутское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Центр культуры коренных народов Прибайкалья». Основными целями деятельности ЦККНП являются возрождение, сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Прибайкалья – бурят, эвенков, тофов, приобщение к ней жителей и гостей Иркутской области. «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» стабильно реализует мероприятия областного, межрегионального и международного форматов. Заслуженно получили поддержку и широкое признание общественности многие проекты, организованные Центром, среди которых: постановка хореографических сюит «Зэгэтэаба» (Облавная охота) и «Хурхарбаха» (Праздник стрельбы), «Подиум-Этно: содружество Прибайкалья» и «ЭтноДизайнТеатр», областной фестиваль детского творчества «Алтан Туяа и культурно-спортивный фестиваль «Гэсэриада», проекты по сохранению устного народного творчества бурят Прибайкалья, в частности, переиздание эпоса «Гэсэр» на бурятском и русском языках (эхирит-булагатский вариант). Иркутский Дом народного творчества и Центр культуры коренных народов Прибайкалья имеют многолетние творческие и профессиональные связи по всей России и за рубежом.
Иркутская область живет насыщенной культурной жизнью, наполненной ежедневным трудом, талантом и вдохновением работников культуры, художников, музыкантов, писателей, театральных деятелей, организаторов культурных проектов. Большой пласт профессионального искусства и культуры, исторически формировавшийся вместе с общим обликом области, представлен в настоящее время: 1758 государственными и муниципальными учреждениями культуры (35 государственных и 1 723 муниципальных учреждения). Среди них: 10 театров, 3 концертные организации, 49 музеев (из них 14 – филиалы), 748 библиотек (из них 499 в структуре КДЦ), 812 учреждений культурно-досугового типа, 121 учреждение дополнительного образования детей (из них 27 – филиалы), 5 учреждений среднего профессионального образования, 10 иных учреждений. Кроме этого, на территории Иркутской области (преимущественно в г. Иркутске, Иркутском районе, Слюдянском районе) действует ряд негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры. Среди них 5 театральных организаций, 6 галерей художественного творчества, 11 частных музеев, 3 негосударственных учреждения культурно-досугового типа, 22 кинотеатра.
Иркутяне, жители области, приезжающие в регион гости знают и любят Иркутскую областную филармонию, Художественный музей им В.П. Сукачева, Краеведческий музей, Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», историко-мемориальный музей декабристов, научную библиотеку им. И.И. Молчанова-Сибирского, драматический театр им. Н.П. Охлопкова, музыкальный театр им. Н.М. Загурского, театр кукол «Аистенок», Художественный колледж им И.Л. Копылова и Музыкальный колледж им. Ф. Шопена. За каждым из учреждений культуры – своя история, свой багаж историко-культурных ценностей, фондов, архивов, история людей, посвятивших свои жизни во благо искусства, подаривших свое творчество, плоды своего таланта Иркутской земле. Премьерные постановки, театральные проекты, концертные премьеры, современное кино (кинопремьеры), концерты классической музыки, музыкальные, литературные, поэтические, театральные фестивали ежегодно привлекают сотни тысяч зрителей, создавая единое культурное пространство региона. Безусловно – это всегда яркие праздники в культурном событийном календаре, многие из которых стали доброй традицией и неотъемлемой частью современного культурного облика нашего края.
Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» – фестиваль академической музыки, целью которого является знакомство жителей Приангарья с лучшими достижениями отечественной и мировой музыкальной культуры. Инициатором проведения этого значимого музыкального события является известный иркутянин, народный артист России, лауреат Государственной премии России, музыкант Денис Мацуев. Начиная с 2004 года в Иркутске выступали музыкальные звезды мировой величины: народный артист РФ Святослав Бэлза, народный артист РФ Валериий Гергиев и оркестр Мариинского театра, народный артист СССР Юрий Башмет и оркестр “Солисты Москвы”, народный артист СССР Владимир Спиваков, оркестр «Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр России, народный артист России Гарри Гродберг, народный артист России Георгий Гаранян, народный артист России Денис Мацуев, заслуженный артист России Борис Петрушанский, виолончелист Борислав Струлев, лауреаты Международного конкурса им. П.И.Чайковского, солисты Большого театра. По словам Дениса Мацуева, иркутскую публику, ее чуткость и внимательность знают во всем мире. Во многом именно это обстоятельство влияет на желание звезд мировой классической музыки участвовать в проекте много лет и дарить такой масштабный культурный праздник Иркутской области.
Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова – уникальное явление для России. Он является площадкой для диалога лучших академических и студенческих театров, столичных и провинциальных коллективов, известных театральных критиков, литературоведов, заслуженных деятелей искусств, академиков, преподавателей и студентов вузов, народных артистов, режиссеров и актеров любительских театров, неравнодушных к искусству людей. Впервые фестиваль состоялся в 2004 году и с тех пор проводится один раз в два года. Инициатором и бессменным организатором фестиваля выступает Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Почётными гостями фестиваля за прошедшие годы были артисты и режиссёры Владимир Андреев, Олег Табаков, Александр Калягин, Иосиф Райхельгауз, Сергей Арцибашев; театроведы и критики Владимир Лакшин, Виктор Калиш, Валентин Курбатов, Вера Максимова, Римма Кречетова, Николай Жегин, Валерий Бегунов, Константин Щербаков, Капитолина Кокшенева, Валерий Подгородинский, Ольга Сенаторова и другие выдающие деятели культуры и искусства. За годы своего существования фестиваль познакомил зрителей с творчеством театральных коллективов многих городов России от Архангельска до Петропавловска-Камчатского, с театрами Санкт-Петербурга, Москвы, Польши, Австрии, Германии, Белоруссии, Латвии, Казахстана, Франции, Италии, Узбекистана, Японии, Южной Кореи и других стран.
Международный музыкальный фестиваль «Джаз на Байкале» проводится в Иркутской области ежегодно, начиная с 2006 года. Создателем и художественным руководителем фестиваля является Александр Филиппов – президент фонда «Джаз на Байкале» и руководитель ансамбля Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского «Доктор Джаз», джазовый пианист. По оценкам критиков и журналистов крупнейшего портала jazz.ru фестиваль «Джаз на Байкале» один из самых нестандартных культурных проектов Сибирского региона и крупный джазовый фестиваль в России. Гостями фестиваля становятся музыканты с мировыми именами из России, Европы, США, Японии, Бразилии и других стран, многие из которых посещают Иркутскую область неоднократно. Перед публикой выступали музыканты с мировым именем: Бенни Голсон, Шэйла Джордан, Адам Нуссбаум, Джэфф Тэйн Уотс, Дэвид Кикоски, Эрик Ривз, Шэймус Блэйк, Карла Кук, Таня-Мария, Ришар Бона, Майк Стэрн, Виктор Бэйли, Билл Эванс, Билли Кобэм, Джимми Хаслип, Джэфф Лорбер, Нино Катамадзе, Давид Голощекин, Игорь Бутман, Анна Бутурлина. И это далеко неполный список всех участников. Символ и приз фестиваля – веселый нерпенок, играющий на саксофоне, уезжал в разные уголки мира, неся с собой частицу тепла и силы великого озера Байкал. Неотъемлемой частью фестиваля стал международный Детско-юношеский фестиваль-конкурс эстрадно-джазовых исполнителей под патронатом народного артиста России Игоря Бутмана. Мероприятие проходит для молодых, ярких и перспективных музыкантов. Ежегодно в нем принимают участие около 150 вокалистов, инструменталистов, ансамблей и оркестров, которые представляют на суд авторитетного жюри более 60 номеров.
Какими бы ни были яркими и значимыми культурные события, а учреждения культуры не захватывали наш ум своей исторической биографией, основными движителями живого процесса развития культурного пространства являются люди. Творцы нового, кто своим призванием и талантом, пропуская через себя энергию времени, проносит сквозь эпохи ценности, неподвластные изменчивости. Люди «сибирской породы», люди – соль сибирской земли, ее нерв и пульс – наши земляки, хорошо известные по всей России и за ее пределами: писатель Валентин Распутин, драматург Александр Вампилов, поэт Евгений Евтушенко, основатель иркутской школы живописи Алексей Жибинов, народный художник России Виталий Рогаль, кинорежиссер Леонид Гайдай, актер Виталий Венгер, композитор Владимир Соколов, музыковед Ирина Харкеевич. Мы гордимся именами наших талантливых земляков. Черпаем вдохновение и находим духовную опору в их произведениях и творчестве, сохраняем сердечную связь со своей малой родиной благодаря их любви и уважению к родному краю, которые они пронесли через всю свою жизнь.
Выражаем глубокую признательность и искреннюю благодарность всем работникам культуры Иркутской области, кто твердо держит знамя культуры и искусства, делится щедростью своего таланта и верит в то, что именно красота спасает мир. Мы разные. Мы вместе. Мы любим наш край – родную Иркутская область.