Опубликовано 06 декабря 2022

Мы поговорили  с Оксаной Германовной Булгатовой – ведущим методистом по работе с коренными малочисленными народами Севера в Иркутской области традиционного отдела ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья».

— Оксана Германовна, вы работаете в центре с октября этого года. Расскажите, какую работу удалось сделать за этот период?

— Моей сферой деятельности является работа с коренными малочисленными народами Севера. В Иркутской области к ним относят эвенков и тофаларов. За этот период мне удалось выяснить несколько моментов. Одной из особенностей работы с этими народами является территориальная удалённость их проживания. Эвенки проживают в Казачинско-Ленском, Качугском, Бодайбинском, Катангском районах Иркутской области. Место проживания тофаларов — Нижнеудинский район. Поэтому в следующем году центром запланировано посещение мест их компактного проживания.

Сначала расскажу о Тофаларии. Место проживания тофаларов на территории Нижнеудинского района является одним из самых труднодоступных для посещения. Во многих  местах проживания тофаларов до сих пор нет электроэнергии и современных средств связи. Тем не менее мне удалось лично пообщаться с людьми, занимающимися тофаларской культурой — сотрудниками районного центра народного творчества и досуга г. Нижнеудинска Светланой Александровной Кангараевой,  Галиной Евгеньевной Яковлевой, Татьяной Николаевной Якубхановой, Евгением Николаевичем Якубхановым. Дело в том, что 3 ноября в ГВЦ им. В.С. Рогаля в Иркутске открылась выставка предметов декоративно-прикладного искусства тофаларов, и они приезжали на её открытие. А в день открытия выставки удалось организовать мастер-класс по изготовлению сувенира — берестяного чума.

Кроме этого, мне удалось поговорить по телефону с Тоболаевым Макаром Васильевичем — руководителем ансамбля «Черлик» («Жизнь») МО «Нерха».

Проблему он видит в воссоздании тофаларской культуры в том состоянии, какой она была до XVII в.  Он собирает национальные аутентичные инструменты и ратует за то, чтобы при исполнении национальной музыки использовались именно они. В настоящее время из таких инструментов используются варган и шаманский бубен. Но есть также флейта и щипковая лютня, которые пока не используются. А ещё Макар Васильевич хотел бы, чтобы национальные музыкальные инструменты и костюмы создавались в Тофаларии.

После разговора с Макаром Васильевичем я решила начать поиск сохранившихся тофаларских песен. Я сделала запросы в ИРЛИ (Пушкинский Дом), в Новосибирскую консерваторию. У них обнаружились материалы экспедиций в Тофаларию за 1987, 1988, 1996 гг. с записями песен.

В библиотеке Молчанова-Сибирского я нашла книгу «Работа в хоре над тофаларскими народными песнями», а в библиотеке Иркутского научного центра СО РАН — книги  1891 «Поезда к карагасам в 1890 году”,  и Васильева В.Н. 1910 г. «Краткий очерк быта карагасов». Кроме этого, там есть книга Рассадина «Легенды, сказки и песни седого Саяна» с материалами экспедиции 1970-1990 гг., в котором зафиксированы, предания, легенды и обряды.

В перспективе хотелось бы посотрудничать с Восточно-Сибирским государственным институтом культуры  или же с учреждениями культуры республики Тыва, и переложить найденный песенный материал на флейту и щипковую лютню.

От Макара Васильевича я узнала, что во всех посёлках развито творчество, и в каждом посёлке существует своя специализация. В Нерхе это  песни, в Верхней Гутаре – устное народное творчество, в Алыгджере – танцы.

Хотелось бы отметить, что в 2023 году этноцентру Тофаларии исполняется 30 лет, а в 2022 г. исполнилось 50 лет ансамблю «Дыылак Ибилер» («Быстроногий олень»). И в этноцентре накопилось много  материала, требующего  оцифровки: фотографии с мероприятий, встречи с известными людьми. Это могло бы быть книгой или альбомом, но ждёт своего часа. Ещё при центре есть музей. Они собирают старинные вещи. Среди них есть рукописная книга  — дневник 1942 года, найденный на чердаке старинного дома, в котором день за днём описывается жизнь военных лет в Тофаларии. По этому дневнику можно восстановить жизнь посёлка (местности) в годы войны.

Продолжая поиски информации о культуре тофаларов, я связалась с Иркутским областным кинофондом, и там нашлись записи кинохроники, начиная с 1954 г., в которых есть материалы, связанные с культурой тофаларов. Эти кинохроники оцифрованы. Хотелось бы запись с кадрами кинохроники передать тофаларскому этноцентру, чтобы местные жители имели возможность познакомиться с этими материалами

Одной из проблем, которую я увидела после ознакомления с вопросом о культуре тофаларов, оказалось отсутствие возможности обмена опытом. Казалось бы, они живут рядом? Но они общаются мало и встречаются только по праздникам.

Я вижу решение проблемы в создании ресурсного центра. Там они могли бы обмениваться опытом и проводить мероприятия семейного характера, направленные на сплочение семьи, знакомиться с материалами, связанными с культурой тофаларов.

Кроме этого, я продолжила работу, уже начатую другим специалистом нашего центра — Спасовой Еленой Валерьевной. Это касается участия в конкурсе «Президентского фонда культурных инициатив». Проект разработан на основе проекта Елены Валерьевны Спасовой и уже победил в конкурсе губернского собрания общественности Иркутской области в 2022 году. Основной целью проекта «Край возле самого неба», является объединение коллективов культурно-досугового центра через совместные мероприятия. Решение потребностей работников центра позволит улучшить материально-техническую базу и повысить профессиональный уровень работников.

Запланированы 3  мастер-класса: по актёрскому мастерству, хореографии, написании сценарного плана. Также предусмотрен воркшоп – рабочая мастерская, в процессе работы которой мастера могут получить полученные знания на практике. Ещё предполагается трансформационная игра «Формула успеха». И семинар-круглый стол для обсуждения проведённых мероприятий  и перспектив дальнейшего сотрудничества. Создание ресурсного центра позволило бы реализовать новые формы, работы и подходы.

Ну. а что касается эвенкийской культуры, то в конце октября был проведён мастер-класс по созданию эвенкийских серёжек с Гомбоевой Евгенией Бато-Мунхоевной, руководителем Иркутской  городской  общественной организации  «Этнокультурный центр народов Севера» . А совсем недавно в Улан-Удэ состоялся фестиваль эвенкийской культуры им. В.С. Гончикова, где выступали артисты из Казачинско-Ленского района — Нина Бобышева и Василина Митина.