Опубликовано 06 апреля 2023

История исследования Тофаларии начинается с конца 18-го столетия, когда были опубликованы первые краткие исследования о карагасах. Затем, в течении последующих 200 лет российские и зарубежные ученые изучали вопросы происхождения тофаларов, их бытование, язык, культуру. Назовем только некоторые фамилии из большого ряда выдающихся специалистов – историков, языковедов, этнографов, археологов – языковед М.А. Кастерн, востоковед и тюрколог В.В. Радлов, археолог и этнограф Б.Э. Петри, этнограф В.Н. Васильев, профессор МГУ Левин М.Г., историк и этнограф Б.О. Долгих, академик В.И. Рассадин, этнограф, кандидат исторических наук Л.В. Мельникова. Благодаря такому прочному научному фундаменту, мы имеем возможность знакомиться с фактами о Тофаларии и о карагасах (тофаларах) в разные исторические периоды жизни нашей страны и этого малочисленного этноса – в дореволюционный период, во время перехода на оседлый образ жизни и после него, в советский период, в 90-е годы 20-го века.

         Работа, начатая сотрудниками Центра культуры коренных народов Прибайкалья в 2023 году, касается выявления нематериального этнокультурного достояния эвенков и тофаларов – коренных малочисленных народов Иркутской области, и проводится в соответствии с Федеральным законом №402 ФЗ “О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации” , принятом 4 октября 2022 года.

         Первая экспедиционная поездка в поселок Алыгджер, где компактно проживают тофалары, состоялась в последнюю декаду марта. Встречи и общение с коренными местными жителями  – представителями известных тофаларских фамилий – Баканаевы, Кангараевы, Шибкеевы, Якубхановы, Тулаевы. Сейчас это поколение людей 35-40 + лет, старейшины постепенно уходят, а с ними уходит и тот неповторимый колорит, которому невозможно научить, его возможно только впитать из среды, где ты родился и вырос. Одним из первых вопросов, который мы задали Татьяне Николаевне Кангараевой, был такой: “Татьяна Николаевна, наверное с вами встречаются все исследователи и журналисты, которые приезжают в Тофаларию”. Татьяна Николаевна посмотрела серьезно на нас и ответила – “Сейчас – да, встречаются со мной. А раньше всегда встречались с моей мамой”. В этой поездке было много встреч – с людьми, с природой, с особенностями уклада жизни в этой очень удаленной от привычной цивилизации местности.

         Общение с людьми – представителями коренной культуры, процесс волнительный и очень важный. Центровой. Его нужно сделать непринужденным и доверительным – войти в контакт, найти общий язык, внимательно слушать, развивать и углублять тему точными и простыми вопросами, поощрять собеседника говорить дальше, благодарить за то, что человек делится своими знаниями, которые на самом деле очень важны и для настоящего, и для будущего. В процессе интервьюирования мы узнавали биографические истории наших собеседников, погружались в их родовые и родственные взаимосвязи. И постепенно отдельные исторические или биографические факты, отдельные фамилии или событийный ряд становились для нас понятными, проясненными, взаимоувязанными. Постепенно мы укоренялись здесь, в Тофаларии.  

         Экспедиционная работа предполагает сбор всего объема материала, который поможет нам в деле по выявлению объектов НЭКД. И это не только интервьюирование информантов, но так же работа с фото и видео архивами, работа с документами, относящимся к текущей деятельности учреждений культуры. В Этнографическом центре села Алыгджер, которому в этом году исполняется 30-ть лет со дня основания, благодаря сотрудникам учреждения, местным жителям поселка, собран прекрасный архив и библиотека, изучая которые, можно составить представление о жизни Тофаларии за последние 150 лет. Экспедиционные материалы,  отчеты экспедиционных исследований, отчеты о хозяйственной деятельности Тофаларского РПО в военный период, газетные публикации 1923-2023 годов, издание “Первые люди” 2006-2010гг., летопись села Алыгджер, историческая, этнографическая, аналитическая, творческая информация о людях и событиях, сказки, легенды, пословицы, поговорки, очерки и записи исследователя-краеведа Михаила Ивановича Пугачева и многое другое. Одним из старейших документов, который находится в архиве Этноцентра, является изданная в Иркутске в 1923 году брошюра “Задачи этнологической секции Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества” профессора Б.Э.Петри.  “Вступая в четвертый год свой жизни, Этнологическая секция может не только подвести итоги своей прошлой деятельности, но и наметить программу дальнейших планомерных исследований. Исследовательские задачи секции при многообразии состава населения Прибайкалья и сложном историческом и доисторическом прошлом края очень велики и многообразны…”, – писал Б.Э Петри в небольшой аннотации к данной брошюре.

                  После работы в экспедиции всегда есть этап обработки собранного материала. Это расшифровка всех интервью, а их за время первой поездки было записано 21, написание отчетов и эссе, аналитика, атрибуция фотографий и видео, создание архива. Что нам удалось узнать, о чем можно сказать прямо сейчас – рецепт приготовления тофаларской лепешки и травного чая с молоком и солью; особенности техники “рева на зверя”, которую применяют тофаларские охотники; мы играли “в палочки” (Нешойнаар) и “в аркан” – игры, в которые играли (и сейчас играют) дети и взрослые; слушали протяжные песни на тофаларском языке; учились читать букварь; записали  некоторые ритуалы, которые применяют женщины для сохранения хорошей атмосферы в доме.

         Тофалария – очень красивый горный край. Попадая под обаяние этой неповторимой природной атмосферы, в которой сочетаются суровость и холодность гор, мощь и величественность рек, широта и замкнутость пространства одновременно, путешественник или исследователь влюбляется в него глубоко и надолго. Улетая из Тофаларии, даешь себе слово, что обязательно еще раз туда вернешься и обязательно с хорошим нужным и полезным делом, которое будет во благо и людям, и месту.

Смотреть фото

* По материалам пресс-службы Центра культуры коренных народов Прибайкалья, фото – Людмилы Ерошенко

**Продолжение следует.