Опубликовано 19 мая 2023
В системе дополнительного образования детей мастер-класс – одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
Мастер-класс прошел в Институте развития образования Иркутской области в рамках межрегиональной образовательной стажировки для педагогических работников дополнительного образования «Ярмарка в гостях у народных умельцев». Провела мастер-класс Спасова Е. В. У Елены Валерьевны педагогическое образование, она преподавала на языковых курсах для взрослых и детей, и в своей работе часто применяет разные виды игровых форм.
- Вводный этап
Информационный блок
Перед началом мастер-класса были расставлены столы. Педагогов и их воспитанников попросили разделиться на группы-команды и придумать себе название. Для каждой группы были розданы чистые листы бумаги, ручки и бланки для игры.
Мотивационный блок (теоретическая часть)
Педагоги часто сталкиваются с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на творческую работу. Игра становится своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала.
На вопрос Елены Валерьевны: почему игровые формы не теряют своей актуальности и в любом возрасте помогают запоминать материал лучше? Педагоги высказали несколько вариантов ответов:
– во время игры не страшно совершать ошибки, ведь их можно исправлять. Благодаря этому, взрослый и/или ребенок не испытывает страха и нервного напряжения из-за боязни допустить ошибку;
– в процессе игровой деятельности материал подкрепляется положительными эмоциями, которые благотворно влияют на запоминание информации;
– игровой процесс способствует активному проявлению коммуникативных навыков;
– во время игры можно примерить на себя различные социальные роли. Так участник получит опыт, знания в безопасных психологических условиях;
– игра – это всегда что-то новое, удивительное, необычное, ведь далеко не каждый преподаватель использует этот метод.
Одним из видов игровых форм является интеллектуальная игра. Этот вид игры основывается на применении играющими своего интеллекта и/или эрудиции: индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления. Подобная форма игры является популярной и в учебном, и в воспитательном процессе.
В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития детей, но на мастер-классе разобрали одну из современных технологий, особо популярную у людей разного возраста – Квиз игра.
Квиз-игра – это состязание, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая «викторина».
По своему опыту Елена Валерьевна отметила, что форма игры Квиз интересна, потому что она легко адаптируется под любой формат мероприятия. Квиз можно провести по какой-либо одной теме или составить вопросы из разных областей знаний. Квиз возможно использовать в образовательном процессе, например, провести для обучающихся викторину по пройденному материалу.
Роль квиза заключается в благоприятном воздействии на эмоциональную составляющую обучающихся, пробуждает любознательность и удовлетворенность от правильных решений. При использовании такой формы работы также можно применять мультимедиа презентации, что позволяет наглядно и структурировано преподносить информацию.
Основу игры составляют вопросы, которые можно составлять в любых формах: текстовые вопросы, вопросы в картинках, вопросы-ребусы, музыкальные вопросы, видео вопросы и многое другое. Сложность вопросов в квиз-игре может быть одинаковой по ходу игры, или меняться о тура к туру.
- Основной этап
Практическая часть
Участникам мастер-класса – педагогам и их воспитанникам, было предложено самим принять участие в игре, которая состояла из двух туров. Первый тур состоял из семи текстовых вопросов и был связан с тематикой коренных народах Прибайкалья.
Второй тур был визуальным и состоял из семи вопросов в картинках. Присутствующим необходимо было догадаться, с каким народом связан коллаж из четырех иллюстраций.
- Заключительный этап
Рефлексивный блок
Игровая форма проведения занятия дает возможность организовать процесс систематизации, повторения и закрепления знаний учащихся интересным и увлекательным занятием. А в формате интеллектуальной игры – это легкая, но эффективная тренировка для мозга. В процессе взрослый и/или ребенок начинает копаться в памяти, использовать логику и подключать коммуникативные навыки во время обсуждения вопросов. Игровые формы занятий способны подарить целый спектр эмоций и впечатлений. Присутствовавшие педагоги по окончании мастер-класса обсудили его итоги. Они высказали единое мнение о том, что применение любых игровых форм на занятиях всегда способствуют всестороннему развитию детей. Игра “Квиз”понравилась её участникам, некоторые выразили желание изучить эту форму и использовать игру в своей работе