Опубликовано 12 июля 2023

Интервью с руководителем фестиваля Еленой Тюриной

XIX кочующий фестиваль “Манящие миры. Этническая Россия” прошел в Иркутской области и Республике Бурятия. Восемь населенных пунктов нашего региона принимали артистов и мастеров Камчатки, Магадана, Ямала, Алтая, Приморского края, Челябинской и Новосибирской областей с 29 июня по 10 июля. Участники фестиваля представили богатство и красоту культурных традиций коренных малочисленных народов России в Усть-Ордынском, Одинске, Байкальске, Слюдянке, Нижнеудинске, Тулуне, Тальцах и Иркутске.

“Манящие миры. Этническая Россия”  – это уникальный проект, существующий уже 18 лет. За это время кочующий фестиваль посетил 42 региона России, 5 городов стран СНГ, в КНР.  

Ни один проект не сможет существовать и развиваться без поддержки и участия неравнодушных талантливых людей. Коллектив “Манящих миров” – это слаженная профессиональная команда: Ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель» (Камчатка), ансамбль песни и танца народов Севера «Энэр» (Магадан), ансамбль северного танца «Калейдоскоп» (Ямал), Саамская творческая группа (Мурманская область), Нагайбакская творческая группа (Челябинская область), Ольга Ласточкина (Камчатка), Екатерина Спешнева (Новосибирская область), Янина Тайнова (Приморский край), Заслуженный артист России Болот Байрышев (Республика Алтай), ведущая интерактивной программы – Мария Вокуева (Ямал), ведущая концертной программы – Татьяна Сечко (Мурманская область). Организатором и идейным вдохновителем фестиваля является Елена Тюрина. 

В последний день фестиваля нам удалось побеседовать с Еленой Ивановной. Она рассказала о том, как был основан фестиваль, с какими проблемами сталкивается при реализации проектов, поделилась своим видением решения вопросов сохранения и популяризации культуры коренных малочисленных народов.

Елена Тюрина, руководитель фестиваля “Манящие миры. Этническая Россия”: 

Фестиваль живёт с 2005 года. В то время Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации проводила свой пятый юбилейный съезд, а я работала в Театре Наций. Меня попросили помочь организовать мероприятие. По мере того, как  я погружалась в процесс, приходило понимание, что нужно выходить из рамок “Дней Севера”, дать какое-то название поярче, превратить это в фестиваль, а не просто дни. Хотелось провести мероприятие на одной из центральной площадок Москвы, а не только во Всероссийском выставочном центре.  В итоге фестиваль действительно получился, мы придумали ему название “Манящие миры”. Тогда он назывался Первый фестиваль искусств народов России. Потом произошла трансформация. Первое время он проходил только в Москве, с выездами по городу. Происходило это так: люди прилетали с разницей во времени в 9 часов, три дня сумасшедшего движения с утра до вечера. И они только по прошествии этих трех дней начинали понимать, что они в Москве, и что здесь происходит что-то интересное, но к этому времени уже надо было отправляться назад. Плюс ВВЦ – это огромная территория, туда ходят люди, но до площадки, где проходил фестиваль многие просто не доходили. И вот тогда мы поняли, что необходимо менять формат. Не просто собирать огромное количество людей на три дня, а как-то идти к зрителю. В течение двух следующих лет при поддержке правительства Москвы мы проводили праздники. В то время в столице обосновался ансамбль “Чукотка” и  периодически приезжал из Эвенкии Владимир Хоменко, записывал альбомы. Вот мы с ними и работали. Это были маленькие программы, в основном тоже в Москве, хотя мы с ними проехали военные гарнизоны, и поняли, что надо идти к зрителю. По-другому никак – страна огромная. Более того, оказалось, что артисты, коллективы друг друга не знали, живя в одной стране! И если кто-то был знаком, то только благодаря тому, что выезжал на какие-то фестивали за границу.

К 2008 году мы уже продумали первые маршруты. С этого времени фестиваль приобрел форму кочевого. 

С какими сложностями столкнулись при реализации проекта? 

В начале было сложно с коммуникацией. Общались, связывались через электронную почту. Это сейчас  все постоянно на связи. Тогда все было посложнее, но как-то находили возможность и созваниваться, и переписываться, как-то двигаться вперед. 

Я считаю, что этническая культура должна очень серьезно поддерживаться государством.  Был период, когда нам говорили “зарабатывайте, зарабатывайте, зарабатывайте”. И до сих пор, когда едем куда-то, и люди узнают, что у нас будут мастер-классы, они задают вопрос: “А это платно?”, многие уже боятся приходить, потому что привыкли, что за все надо заплатить. Но не может этническая культура жить на заработок. Это корневая культура, которая должна идти к людям, должна идти бесплатно. Тем более у нас огромная страна, а коренные малочисленные народы живут в основном на ее окраинах, до куда еще добраться надо. В России 47 коренных малочисленных народов, всего семь из них проживают в более-менее доступных местах.

Очень хочется с профессиональной командой артистов, хореографов, горловиков, инструменталистов поехать туда, где триста – пятьсот человек в деревне живет. Они что, не наша страна? С ними что, не надо работать? А им не надо помочь сохранить? Мы пока ни разу не получили на это финансирование. Всем нужно что-то массовое.

Бывают такие периоды, когда народу становится все равно, будет его культура сохраняться и развиваться или нет. Народ может быть в очень депрессивном состоянии, когда приходят на его землю, вынимают из нее все, а на работу коренных не берут, потому что они не профессионалы. Есть и другие проблемы. Практически нет образования по национальной хореографии. Даже на той же Камчатке. Вообще хореография есть, а национальной нет. Теоретически подготовить танец это одна история, да его правильно выстраивают, но если нет коренного драйва, то это уже не то, не настоящее. Ведь это было всегда так. Была Мария Жорницкая и другие великие хореографы и исследователи, которые ездили по стране, наблюдали, отсматривали, делали оценку, их помнят до сих пор. 

В чем уникальность фестиваля “Манящие миры”? 

Отличие нашего проекта от любого другого фестиваля, пожалуй, в том, что  мы собираем лучшее, садимся в автобус и едем, показываем, что эта культура есть. Когда на нас смотрят дети, они видят, что мы стремимся к подлинному, живому, настоящему, они немножко это переосмысливают. Артисты – тогда артисты и носители культуры, когда могут ей с кем-то поделиться, обменяться, увидеть лучшие и понять тенденцию, куда надо идти – к попсе или по своей традиционной дороге. Поэтому они обязательно должны выезжать. Мы много ездим, видим, что дома культуры ремонтируют, модернизируют, появляются большие экраны, оборудование. Вот мы приехали в Улан-Удэ, и там к нам присоединился молодежный ансамбль “Гулувун”. Мы с ними поработали на нескольких площадках, а в Энхалуке два дня проводили с ними творческие лаборатории, по итогам которых мы сделали совместный творческий концерт, в котором они выступили в общих номерах с “Эльвелем” и с “Энером”. А потом все вместе станцевали эвенкийский танец. Они уезжали с таким вдохновением! Люди должны понимать, к чему идти. “Гулувун” – замечательный коллектив, они что-то подсмотрели у нас, а мы что-то подсмотрели у них. Даже при том, что у нас хорошие крепкие профессиональные ансамбли, всегда есть, что взять у других. Вот это важно.

Мы же для этого едем, чтобы понимать, что мы одна страна, что вместе мы можем поднимать людей. Я считаю это очень важным. 

Ведущие на концертах всегда говорят реально, чего мы стоим, проговаривают все титулы. Важно знать, что ансамбли известны во всем мире, и везде ими восхищались. И мы точно знаем, что после наших фестивалей меняется отношение к коренным народам, в принципе, к культуре, к ансамблям. 

Наша команда состоит из крепких и мощных коллективов, профессиональных ансамблей и солистов, отличных народных мастеров. Это нужно, чтобы во всей красоте показать культуру народов. Конечно, мы стараемся брать стажеров, чтобы они учились. Составы профессиональных коллективов тоже меняются. 

Фестиваль вырос из того, что у его участников была потребность делиться своей культурой. “Эльвель” с 90-х годов застрял у себя, хотя ансамбль был известен во всем мире. Есть большая проблема для наших коллективов – очень дорогая дорога. Мы предлагали, чтобы им сделали субсидированные перелеты, чтобы у них не болела голова, где взять деньги. “Эльвель” кое-как в этот раз вытащили.

В чем важность коренных культур для вас?

Вы видите, что в мире сейчас происходит? Дети не нужны, браки однополые. Для чего-то мы же живем на этой земле? Мне и нашему творческому сообществу кажется, что мы здесь для того, чтобы продолжать жизнь этой планеты. А чтобы она продолжалась, должна быть традиционная семья. А чтобы она была, должна быть традиционная культура. Мы все прошли в молодости через  максимализм, отрицание того, что говорили взрослые. Многие через это проходят, и к этому надо относится терпеливо, со временем мы возвращаемся к традициям. Кто возвращается к традиции, к тому, что говорили бабушки и мамы, у того долгая счастливая семейная жизнь. Кто этого не понимает, несчастные люди, меняют мужей, жен, дети становятся несчастными, потому что их делят. 

Культура коренных народов сформирована в экстремальных условиях: не добраться, морозы, потопы и прочее. Люди понимали, что нужно жить в гармонии с природой, и тогда ты научишься ее понимать, а она тебя и ты сохранишься. Вся культура построена на взаимодействии человека и природы, человека и животного, человека и человека. В народном творчестве есть горловое пение, элементы звукоподражания животным, а классическая музыка не из этого вышла? Все лучшее, что у нас есть, оно все равно берет основы из природы. Когда у дерева есть корни, когда у человека, у семьи есть корни, значит что-то будет на этой земле. Если этого нет – жизни нет. Ну как это может быть неважным? 

Как это соотносится с современностью, с теми процессами, которые происходят в мире? 

Тут сложнее. Но вода камень точит. 70 процентов всех нефтяных запасов находится в землях коренных народов. Ансамбль “Калейдоскоп” часто проводит для нефтяников концерты. Во-первых, эта некая финансовая поддержка, а во-вторых, когда они (работники нефтяных компаний) смотрят на это, у большинства из них происходит некий поворот в мозгах, и в рамках своей работы они там уже немножко по-другому и по-человечески ведут себя. Понятно, что если человеку сказали прокладывать трубу, он ее проложит, но после знакомства с культурой людей, проживающих в месте, где будет проходить эта труба, он лишнее дерево не срубит. Конечно, от технического прогресса никуда не деться. Но культура оказывает воздействие на все, и на индустриализацию в том числе. Есть культура – есть жизнь. Будет техника, прогресс, искусственный интеллект, но чтобы сохранить человечность, надо сохранять традицию, а она крепче всего в культуре коренных малочисленных народов. 

У меня есть еще ряд проектов, но “Манящие миры” – самый сложный. Это надо любить и одному невозможно делать. У меня бывали ситуации, когда я говорила: “Ну все, это невозможно, надо заканчивать”. А они (творческие коллективы) на меня смотрят и говорят: “Ты нас бросишь?”. И все, дороги назад нет, только вперед. Мы команда, мы общаемся в течение всего года, решаем куда поедем, что будем делать.

Как вас встречает Иркутская область?

Давно говорю, что нет ничего лучше нашей страны. Может, по инфраструктуре мы и уступаем каким-то странам, но каждый город, село, любой населенный пункт – это, прежде всего, люди. Вот как люди тебя принимают, так ты и чувствуешь. В аэропорту нас встретили, водитель удобно подал автобус, помог загрузить вещи, все с улыбкой. Мы поняли – мы у себя, в родной стране, в родном городе. Вся наша дорога вплоть до сегодняшнего дня складывается из таких вот людей, а плюс к этому исторические районы вашего замечательного Иркутска, архитектура, памятники, в каждом населенном пункте области мы что-то такое находили. Встречают нас с открытой душой. Нам здесь очень комфортно, мы увидели много чудесных мест, познакомились с большим количеством замечательных людей. Мы полюбили Иркутскую область. 

Концерт в Иркутске на площади у Александра III 10 июля завершил фестиваль  “Манящие миры. Этническая Россия” в Иркутской области. Жители и гости нашего региона смогли прикоснуться к культуре ительменов, эскимосов, жителей Чукотки, Магадана, прочувствовать ее красоту и самобытность. После такого события остается долгое послевкусие, пробуждаются какие-то забытые мечты и стремления, чувствуется сопричастность чему-то большому и значимому. Мы в очередной раз увидели, насколько велика наша Родина, как много замечательных людей проживает на ее просторах, какие мы разные и уникальные, но в то же время родные и близкие друг другу.