Опубликовано 27 июля 2023
Хореограф ансамбля “Аянга” о любви к искусству и тонкостях своей работы
Творческий коллектив “Аянга” состоит из фольклорной и хореографической групп. Танцевальная группа создана в ансамбле четыре месяца назад. Руководит ей молодой талантливый хореограф Александр Убеев.
Недавно Александр побывал в гостях у нашего Центра и рассказал о себе, своей работе и планах на будущее.
Меня зовут Александр Убеев. Родился в Боханском районе, селе Бохан. В хореографию я пришел с 4 лет. Когда был совсем маленьким, занимался в “Алтаргане”, став постарше, перешел в боханский ансамбль “Залуу – Наhан”. Мой педагог по хореографии Шатханова Эржэна Исаковна привила любовь к искусству. Прозанимался я там до 10 лет. Затем к нам в Бохан приехали педагоги из Улан-Удэ, проводили отбор в хореографический колледж. В тот год из Бохана отобрали двух человек. Во время учебы жили в общежитии. Первый год был очень сложный. Было тяжело, вечерами звонили родителям: “Забери меня отсюда!”. Сами понимаете, 10 лет, мы бегали по улицам, никакой дисциплины: захотели – поиграли, захотели – куда-то сходили. А в колледже действительно было строго. Сначала было сложно, а потом стало намного легче. Это даже проще, когда ты знаешь, что у тебя идет все по-порядку: утром встал, позавтракал, потом занятия, репетиции, вечером домашняя работа по общеобразовательным предметам, подготовка на следующий день и все, отбой. То что в детстве прививают, это уже навсегда остается.
Первый год была адаптация, мы все время жили в общежитии, в Бохан приезжали два раза в год, на каникулы. На второй год ты уже начинаешь понимать профессию, видишь результаты, изменения в своем теле, совершенствуешься. Пока я учился на артиста балета, преподавателя, часто выступал в Бурятском театре оперы и балета, было очень много концертов, посвященных различным праздникам.
Окончив колледж, вернулся обратно в Иркутскую область. Работал сначала в Осинском районе, потом переехал в Иркутск. Проработал в Музыкальном театре имени Загурского несколько сезонов и понял. что больше я себя вижу в преподавательской деятельности. Поэтому последние несколько лет я активно преподаю, развиваю классический танец среди детей. А буквально четыре месяца назад мы открыли хореографическую группу “Аянга”. Это взрослый коллектив 50+.
Как складывается работа с новым коллективом?
В преподавательской деятельности мне нравится передавать свой, пусть небольшой, но все же накопленный опыт. Что касается новой группы “Аянга”, “девочки”, как я их называю, очень сильно стараются. За столь короткий срок показать такой результат, я думаю, это шикарно просто. Они никогда не танцевали, но всегда очень сильно хотели. И мы даем им возможность побывать на сцене.
Мы встретились на Сагаалгане в этому году. Я познакомился с руководителем фольклорной группы ансамбля “Аянга” Дамдинжаповой Цыбигмит Митуповной. В процессе общения зародилась идея создания хореографической группы. Решили попробовать. В начале нас было несколько человек, но как обычно сработало сарафанное радио: одни позвали других, своих подруг, родственников и так далее. И вот сейчас в нашей группе 13 человек. Потихоньку развиваемся. Сейчас готовим костюмы на танец, активно расширяем репертуар.
На первом выступлении “Аянги” я сильно переживал, в ночь перед мероприятием я не смог уснуть. Большая часть коллектива в этот день первый раз за всю жизнь вышла на сцену! и если сравнить первую репетицию и выступление – это просто небо и земля! Они научились улыбаться не механически, а глазами, по-настоящему. Когда мы познакомились в феврале, я думал, что это будет так: ну пришли, позанимались и все. Но прошло занятие, второе, я понял, что надо начинать с них требовать. Конечно, вначале нас было много, 23 человека, сейчас осталось 13. Это взрослый коллектив, поначалу молодого хореографа воспринимали не слишком серьезно. Зато потом поняли, что если хотим добиться результата, надо работать. Сейчас у нас полное взаимопонимание.
В работе с любым коллективом важно сначала влюбить, а затем только требовать. Влюбить в искусство.
Кроме ансамбля “Аянга” у меня еще несколько коллективов: в трех я преподаю классический танец, а также работаю с гимнастками, как спортивный хореограф и тренер. Самый младший мой воспитанник 2016 года рождения, а самой старшей ученице 67 лет.
В своей деятельности вы используете только народные мотивы или привносите что-то новое?
Да, я привношу новые элементы из балета. Все таки свою профессию никуда не денешь. Пытаюсь к быту, народности добавлять академизм, классический танец. Тем более, это народный танец, соответственно, у нас танцуют девушки, поэтому хочется добавить женственности больше, чем бытовых элементов, но и от быта мы далеко не отходим, пытаемся сочетать.
У вас есть любимый народный танец?
Мне нравятся больше приветственные танцы. Приветствие – это в первую очередь демонстрация культуры, а если мы берем женский танец, то важно показать себя красивую, свой костюм, народность. Ну и никуда мы не отходим от ёхора – это наше все. Ёхор тоже один из любимейших танцев. Очень жаль, что сейчас в Иркутске мало кто пишет музыку на исконно иркутские мотивы. Но это тоже решаемо, думаю, что в ближайшем будущем мы это реализуем.
Кто для вас пример для подражания?
Недавно познакомился с выпускниками Бурятского хореографического колледжа 1981 года. Это солисты театра “Байкал”, сейчас уже почетные работники, заслуженные артисты республики Бурятии. Для меня театр “Байкал” – один из выдающихся коллективов, которые показывают нашу бурятскую культуру. Большая часть ансамбля – выпускники хореографического колледжа, а когда сочетается балет и народность – для меня это отрада.
Если говорить о лицах балета, то для меня фаворитом является Николай Цискаридзе, ректор Вагановского училища. Мне очень нравится, как Николай рассуждает о педагогике, хореографии, я очень много слежу за его выпускными экзаменами, мастер-классами, интервью, стараюсь равняться на него.
В чем для вас уникальность бурятской культуры?
Я танцевал во многих ансамблях разных народностей, но все таки бурятский танец действительно уникален. Мне это очень-очень нравится. Мне нравятся бурятские костюмы, в них каждый узор, каждая мельчайшая деталь несет свою историю. И я думаю, что уникальность как раз состоит в мелочах.
Язык – это основа любой культуры. Вы владеете бурятским языком?
Язык учу. Родители не разговаривали на бурятском языке, бабушка с дедушкой разговаривали. Пока учился в Улан-Удэ, немного изучал, сейчас вплотную работаю с Бурятским центром, и там тоже учусь языку. В школе в Бохане проводился факультатив по бурятскому языку, но в детстве не было интереса, а сейчас очень сильно тянет к корням, изучаю культуру и язык.
Расскажите о ваших интересах, чем увлекаетесь, как отдыхаете?
На данный момент на первом месте для меня работа. Я думаю, что время еще будет, все пока на этапе развития, отдыхать сейчас некогда. Пока молодой, пока работается, надо работать, а потом уже когда все встанет на определенные рельсы, тогда уже будет полегче, можно будет отдохнуть, уделить время себе.
Расскажите о творческих планах
Сейчас в планах поставить второй танец для “Аянги”. Я больше направлен на то, чтобы показать грацию утонченность своего коллектива. Очень много работаю над основой, базой женского танца, используя балетные движения, постановку корпуса.
Хотелось бы свозить “Аянгу” заграницу, показать там нашу культуру.