Опубликовано 19 сентября 2023

С 2021 года Центр культуры коренных народов Прибайкалья стал партнером замечательного проекта с сфере национальной культуры и традиций, который имел грандиозный успех не только в Иркутске и Иркутской области, но и за пределами нашего региона. Проект называется “Легенды Байкала”. С руководителем проекта, его идейным вдохновителем Линой Альбертовной Кетсана мы встретились в нашей пресс-беседке, поговорили о проекте, его блестящей судьбе, о новых профессиональных и проектных планах. Кетсана Лина Альбертовна – учитель русского языка и чтения специальной (коррекционной) школы №10 г. Иркутска с 22-летним стажем работы в этом учебном учреждении.

Т.В.: – Лина Альбертовна, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о своей профессиональной деятельности.

Л.А.:Добрый день, уважаемые читатели. Я – Кетсана Лина Альбертовна. Моя малая родина – село Улей Осинского района Иркутской области. Я – старшая дочь в многодетной семье Балдыхановых Альберта Зиновьевича и Анны Андреевны. Благодаря моему учителю Мархаевой Людмиле Ильиничне,  которая преподавала русский язык и литературу,  я определилась со своей будущей профессией будучи еще ученицей 7-го класса – поняла, что хочу стать учителем. Именно Людмила Ильинична привила мне любовь к языку и литературе, развила интерес к изучению этих предметов. И до конца 11-го класса у меня ни разу не возникло сомнений относительно моего выбора профессии. Я поступила в Иркутский государственный университет на Бурятское отделение факультета филологии и журналистики. Мой диплом позволяет мне вести бурятский язык и литературу, а также русский язык и литературу. После окончания университета, вот уже 22 года, работаю в одной из лучших школ Иркутской области – в специальной (коррекционной) школе №10 г.Иркутска. За это время я стала автором и организатором двух областных конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это конкурс “Лидер ученического самоуправления”, который проходит около 10-ти лет в нашей школе и  Областной конкурс по русскому языку и чтению “Пять с плюсом”. Также в 2012 году стала Лауреатом премии Губернатора Иркутской области в номинации “Лучший педагогический работник специальной коррекционной школы”. Что я ещё могу сказать о своей работе? Наверное, то, что я – фанат своей профессии. Я очень люблю свою школу и учеников, своей любимой работе отдаю себя без остатка. Что касается моей семьи, то здесь у меня тоже всё прекрасно. Я замужем, являюсь мамой троих сыновей. Причём старшему 25 лет, а младшему только 8.

Т.В.: – Лина Альбертовна, как родился проект “Легенды Байкала”?

Л.А.: – Учителя нашей школы – очень талантливые и деятельные люди, а директор, Изиляева Оксана Владимировна, всегда идет в ногу со временем и вдохновляет нас на творческое развитие. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность в последнее время становится все более актуальным и значимым. И мы поняли, что проекты несут большие возможности для развития детей, в частности – проекты, реализуемые при помощи Фонда Президентских грантов. А для того, чтобы участвовать в конкурсах, на базе нашей школы мы создали некоммерческую организацию.  Небольшая творческая группа педагогов работала над созданием этой организации, писали Устав, оформляли другую документацию. День 17 мая 2021года стал для нас радостным днем, мы зарегистрировали ИРОО “Пять с плюсом” – Иркутская региональная общественная организация по поддержке детей с ограничениями жизнедеятельности “ПЯТЬ С ПЛЮСОМ”. И так совпало, что в День рождения нашей организации, 17 мая, выходит Указ Президента РФ  “О создании Президентского фонда культурных инициатив”. В июне был объявлен первый конкурс на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий, и мы решили принять в нем участие. Выбрав направление “Многонациональный народ”, мы с большим вдохновением начали создавать наш первый проект, результатом которого должна была стать театральная постановка “Легенда о Байкале” по мотивам самой известной бурятской легенды о Байкале и Ангаре. Бурятскую культуру выбрали потому, что в нашей многонациональной Иркутской области буряты – коренное население – занимают второе место по численности.  Во-вторых, во время самообследования в нашей школе выяснилось, что дети очень мало знают о культуре коренных народов Прибайкалья, мало знают о народах, проживающих в Иркутской области. В итоге весь июль директор школы Оксана Владимировна и я посвятили написанию данного проекта. Поэтому, наверное, мы и есть его родители. Но с нами работала команда педагогов, без которых мы бы не справились. Это, в частности, наш хореограф Агеева Нина Александровна.

Т.В.: – Реализация проекта состоялась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Что удалось реализовать в тот момент?

Л.А.: – Когда были подведены итоги конкурса и мы увидели себя в списке победителей, сказать, что мы были рады – это ничего не сказать! Ведь даже, понимая, насколько у нас хороший проект, мы все равно не были уверены, что выиграем. Потому что было подано очень большое количество заявок, и у нас молодая, только что зарегистрированная организация, которая пока не успела себя зарекомендовать. Но видимо, проекту “Легенды Байкала” суждено было реализоваться. И вот, с 1 сентября 2021 года по 30 мая 2022 года шла реализация проекта. Его участниками стали воспитанники трех школ: специальная коррекционная школа №10 г. Иркутска – это базовая школа, специальная коррекционная школа-интернат №20 г. Иркутска и коррекционные классы Осинской средней школы №1.

         Проект “Легенды Байкала” –  это такой практико-ориентированный проект, уникальность которого состоит в том,  что дети целевой группы не только играли на сцене, но и сами изготавливали реквизит и декорации для спектакля – Шаман-камень, юрту, лодку и другое. Также дети сами шили сценические костюмы, включая головные уборы и украшения. Под руководством педагогов ребята изготовили более 60-ти костюмов для спектакля. Также дети изучали историю и культуру коренных народов Прибайкалья. Конечно же, основной акцент был сделан на изучение культуры, быта и фольклора бурятского народа. И, как оказалось, многие не знали, какие коренные народы проживают в Иркутской области и впервые узнали о культуре эвенков и тофаларов.          Таким образом, наш проект был реализован по трем программам дополнительного образования. Первая программа называлась “Легенды Байкала” и имела два направления – театрализованная деятельность и история, быт и культура бурятского народа. Вторая  программа “Мастерская театра: костюмы”. И я сегодня в костюме, которые сшили дети в рамках нашего проекта.  Третья программа “Мастерская театра: декорации, реквизит”. Конечно же, дети очень много репетировали, разучивали движения бурятских танцев, оттачивали актерское мастерство. Этим с ними занималась художественный руководитель спектакля, хореограф Агеева Нина Александровна. Также в рамках проекта было реализовано дополнительное направление – “Фотография”. Дети специальной коррекционной школы-интерната №20, где обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, подготовили фотовыставку на тему “Культура и традиции бурятского народа”. И эта фотовыставка сопровождала все наши выступления. Помимо занятий по программам дополнительного образования, в рамках нашего проекта были организованы и проведены мастер-классы, экскурсии, выставки, семинары. К примеру, на одном из мастер-классов ребята вместе со своим педагогом Чемезовой Оксаной Андреевной научились готовить буузы.

И вот долгожданная премьера! Состоялась она 22 апреля 2022 года в актовом зале нашей (специальной) школы. Спектакль имел ошеломительный успех! Среди зрителей были родители учеников, представители Министерства образования Иркутской области, наши партнеры. Многие из зрителей после спектакля признались, что не могли сдержать слёз во время выступления детей. Родители учащихся не могли поверить, что их дети так проникновенно сыграли на сцене! Как настоящие артисты! О нашем проекте и премьере спектакля “Легенда о Байкале” вышли сюжеты в двух региональных телекомпаниях – АИСТ-ТВ и Вести-Иркутск. Мы показали обществу, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют богатый творческий и духовный потенциал. Участвуя в проекте, они раскрылись, стали коммуникабельнее, увереннее в себе. Они не только узнали много нового, но и научились шить, даже мальчики, научились изготавливать своими руками изделия из дерева – а это уже допрофессиональная подготовка и социализация детей. И самое главное, в школе повысились показатели качества знаний по предметам. И это не может не радовать. Мы сами не ожидали такого эффекта, волновались, что будет все  наоборот,  и  успеваемость понизится.

Т.В.: – Вы много гастролировали со спектаклем “Легенды Байкала”. Где побывали? Какие отзывы получили?

Л.А.: –  Проект “Легенды Байкала” дал нашим детям уникальную возможность ездить на гастроли, выступать на больших профессиональных сценах. Конечно, у нас было много выступлений, но я расскажу о некоторых, наиболее ярких. Первая наша поездка состоялась 13 мая 2022 года, мы поехали в поселок Оса (Осинский район, Иркутская область). Нас встречала Осинская средняя общеобразовательная школа №1, которая в рамках проекта подготовила представление на тему “Утро на Байкале”. Затем мы выступили на сцене Культурно-досугового центра села Майск. Зал на 160 человек был переполнен, некоторые зрители сидели на ступеньках в проходах. В числе зрителей присутствовали начальник управления образования Осинского района Дамбуев Александр Михайлович, глава МО «Майск» Серебренников Александр Иннокентьевич, директора школ, дети с ОВЗ, педагоги, работающие в коррекционных классах и т.д.  Дети выступили прекрасно, а осинская публика очень тепло принимала нас, о чём свидетельствовали и бурные, несмолкающие  аплодисменты, и цветы, и многочисленные восторженные отзывы. Все отмечали не только потрясающую игру артистов и мастерское исполнение бурятских танцев, но и шикарные национальные костюмы, и яркие декорации спектакля. Через десять дней после гастролей в Осинский район, мы выступили на сцене актового зала Администрации Правобережного округа Иркутска (г. Иркутск, ул. Марата, 14). Зал, насчитывающий 300 мест, так же был полон в этот день. Посмотреть выступления наших детей пришли учащиеся 9-ти коррекционных школ города, их педагоги, представители Министерства образования Иркутской области, представители Института развития образования Иркутской области, студенты Педагогического института Иркутского государственного университета, родители. Дети как всегда были на высоте, и благодарные зрители искупали их в овациях!

         Так же нам запомнились гастроли в г.Черемхово, куда мы ездили уже после завершения проекта,  в октябре 2022 года на два дня по приглашению директоров коррекционных школ г. Черемхово. Дети были, конечно, в восторге, для них такая поездка – большое событие.

         И конечно же, кульминацией нашей гастрольной деятельности стала поездка в Новосибирск. Это было незабываемое, самое яркое наше путешествие. Мы стали Лауреатами I степени в номинации “Театральное творчество” ХIII-го Международного фестиваля детского и юношеского творчества “Сердце Сибири”, участвуя на общих основаниях наряду со всеми участниками. Члены жюри отметили, что театральная постановка “Легенда о Байкале” в исполнении юных иркутян тронула их сердца. Также мы получили специальный приз от организаторов “За лучшие костюмы”. Вы не представляете , как мы были счастливы! Как ликовали наши дети! Многие плакали от радости. Ну а когда мы вернулись в Иркутск, на перроне нас встречал десант счастливых родителей с цветами и шарами. Это незабываемо!

Т.В.: – Лина Альбертовна, вы подробно рассказали, как шли к реализации проекта, как его реализовали, какие потрясающие получились результаты. А в чем вам видится продолжение проекта, его развитие?

Л.А.: – Так получилось, что история спектакля “Легенда о Байкале” не ограничилась временными рамками проекта – до 30 июня 2022 года. Проект закончился, дети ушли на каникулы, учителя в отпуск. Но тут нас приглашают принять участие в Этноподиуме в рамках фестиваля “Байкальская неделя искусства и ремёсел-2022”. И вот в начале июля наши ребята впервые вышли на подиум, и это было незабываемое дефиле в ярких национальных костюмах, которые они сшили сами в рамках проекта “Легенды Байкала”!  И  весь  2022 – 2023 учебный год проект нас не отпускал, не хотел с нами прощаться. Нас приглашали выступать в различных мероприятиях. Это и показы спектакля, и выставки, и участие в различных семинарах, где мы делились с коллегами опытом работы.          Декорации к спектаклю “Легенды Байкала” были представлены на выставке “Олзо”, посвященной культуре бурят Прибайкалья и 85-летию Иркутской области. Данная выставка была организована Центром культуры коренных народов Прибайкалья, ее открытие состоялась 27 октября в Музее-усадьбе В.П. Сукачева. 4 ноября по приглашению заведующей Усадьбы В.П. Сукачева Шерхунаевой Кристины Сергеевны мы стали активными участниками  Всероссийской акции “Ночь искусств”, тема которой была “Наши традиции”. В этот вечер мы показали наш спектакль два раза, и  он так же был тепло встречен публикой. 11 мая 2023 года мы, педагоги проекта “Легенды Байкала”, совместно с Институтом развития образования Иркутской области провели Межрегиональную образовательную стажировку, посвященную воспитанию детей через ознакомление с бурятской национальной культурой. Мы поделились своим опытом с представителями 11 регионов нашей страны в онлайн режиме – Московская область,  Бурятия, Чувашская республика, Пермский край и т.д. В настоящее время наша творческая команда работает над созданием нового проекта, который будем подавать на конкурс Президентского Фонда культурных инициатив. Не раскрывая основной идеи проекта, могу сказать, что он будет состоять из нескольких циклов, в том числе связанных с культурой и языком коренных народов Прибайкалья. (*Проект уже подан, прим.автора).

Т.В.: – Проект “Легенды Байкала” в первую очередь связан с бурятской культурой.  Культура каких народов интересна лично вам? Какие национально-культурные проекты хотелось бы реализовать?

Л.А.: – Мне очень интересна культура других народов, живущих в Иркутской области. Но особенно мне интересен быт и фольклор тофаларов и эвенков. Надеюсь, что в следующих наших проектах мы обратимся к этой древней культуре. Наши выпускники – участники спектакля, которые уже закончили школу, очень хотят продолжать сотрудничать и участвовать в наших других проектах, даже будучи уже студентами. Думаю, что при взаимном желании все возможно) Хочу поблагодарить Центр культуры коренных народов за сотрудничество и пожелать коллективу учреждения творческих успехов и процветания.

Спектакль “Легенды Байкала” вы можете посмотреть здесь

Мы рады, что можем рассказать о прекрасном живом деле, о проекте “Легенды Байкала”, участниками которого являются дети с ограниченными возможностями здоровья.