Опубликовано 26 октября 2023

Пожалуй, это было одно из самых продолжительных летних интервью. Наша беседа складывалась очень эмоционально: было много смеха, были и слезы. Мы рассуждали на темы любви, семьи, национально-культурных и семейных традиций, говорили о вере, о памяти, о сокровенном.

И нам хочется предоставить слово гостье пресс-беседки Центра культуры коренных народов Прибайкалья, профессиональному фотографу, очень творческой личности, маме, жене, красивой женщине – Анне Диденко.

Не могу жить без визуального искусства

Живу в Иркутске уже 5 лет и здесь пересмотрела направления, векторы своей профессиональной деятельности. Раньше я занималась коммерческой фотографией, проводила семейные, детские, свадебные фотосессии и фотосъемки. Приехав в Иркутск, я не стала это делать, мне уже не особо было это интересно, а хотелось развиваться в направлении арт-фотографии.

И вот Иркутское фотографическое общество организовало фотоконкурс «Обряды и традиции». И мне очень сильно захотелось принять в нем участие! Что же делать? Я никого тогда не знала в городе (национально-культурные центры). Позвонила главному редактору журнала «ИФО ФОТО» Владимиру Федоровичу Невзорову, он прошелся по своим контактам и сказал, что в одном из поселков Заларинского района будет проводится обрядовый чувашский праздник “Акатуй”, и предложил мне эту поездку и фотосъемку. Я поехала. Даже не уточняя никакие подробности – какая деревня, далеко ли ехать ))) Праздник Акатуй произвел на меня большое впечатление! Я очень прониклась национальной культурой, ее красотой, этим действом и решила для себя, что мне стоит продолжать именно в этом направлении, находиться в этой тематике. Меня захватывает огромный интерес от знакомства с национальной тематикой, национальной культурой. И зачем останавливаться на одной национальной культуре (чувашской), когда в Иркутской области их столько! И постепенно углубляясь в познание одной культуры, я начала познание других культур – не по верхушкам. Мне очень понравились межнациональные фестивали, единение народов. Наверное, людям тоже понравились мои работы. Не смотря на то, что раньше я занималась коммерческой фотосъемкой, но репортаж был мне ближе всего, и я поняла, что свою профессиональную деятельность буду вести именно в этом направлении, как репортажный фотограф, а арт-фотографию оставлю себе в качестве хобби.

Православная, этническая, конфессиональная фотосъемка.

В Иркутске я впервые попробовала себя в православной репортажной съемке. До этого я никогда не снимала в храмах, но это была моя мечта. Я оставила для себя православную, этническую, а затем, когда я познакомилась с представителями разных конфессий, то начала заниматься конфессиональной фотосъемкой. Православная фотосъемка чем она сложна? Я даже заменила свою фототехнику под православную фотосъемку. Раньше недооценивала важность фототехники для работы в храме, а потом поняла, что то, что у меня есть (из техники) не подходит для съемок в храмах. Самое главное – это соблюдение тишины, быть незаметным, не мешать. Я очень трепетно отношусь к православной фотосъемке, очень боюсь кого-то потревожить. Ведь люди стоят в глубокой молитве, в молитвенном состоянии. Боюсь нарушить это состояние. Стараюсь быть деликатной аккуратной, незаметной. Я сама православный, глубоко верующий человек и представляю, если бы я пришла в храм, и кто-то ходил вокруг меня и “щелк-щелк-щелк”…мне это было бы очень! неприятно, я бы развернулась и ушла. Так как я могу себя поставить на место человека, то стараюсь людей не снимать. Через свою фотографию я рассказываю о том, как прошла сегодня православная служба, сколько было прихожан. В первую очередь я снимаю обрядовую часть, стараюсь не трогать прихожан, верующих. Только те, кто меня знают и не прочь быть сфотографированными – в данном случае их и фотографирую. Часто на моих фотографиях из храма можно видеть силуэты, а вот так, чтобы я в лоб сфотографировала человека – нет, это не мой почерк.

Выпускница мастера

Фотографию выбрала потому, что в детстве очень хотела рисовать, но родители отдали меня в музыкальную школу. Свое “я” проявила только перед ее окончанием, когда мне оставалось отучиться один год. И только тогда получилось сказать родителям «нет! я не буду заканчивать музыкальную школу!». И родители перевели меня в музыкальный кружок Дворца пионеров, пришлось учиться еще четыре года. Но во Дворце пионеров были выставки рисунков детей, которые занимались в художественных кружках, и я всегда смотрела на них очень внимательно, пристально, одновременно вдохновляясь работами и сожалея, что не могу так же хорошо рисовать. Насладившись рисунками других, шла заниматься музыкой. Но все равно рисовала сама по себе и еще тайком от родителей пошла в кружок фотографирования. Тогда в кружке предоставлялось все – фототехника, фотопленка, проявитель, и задача фотокружка была полностью научить ребенка фотографировать. Азы фотографии я освоила именно там, это было лет в 12-ть. И дальше я стала заниматься, учиться, окончила несколько курсов по фотографии. Но затем поняла, что мне необходимо стать ученицей мастера фотографии. И моим учителем, мастером, который направил меня в профессиональной деятельности стал Юрий Притиск (Чебоксары)* Мы с ним занимались методом портфолио-ревю. Я его выпускница, чем очень горжусь! До сих пор он остается моим куратором, самым близким профессионалом, с которым я поделюсь своими идеями, профессиональными радостями и ошибками. Именно он направил меня на репортажную фотосъемку, за что ему огромное спасибо! Я себе ставлю очень высокую планку, которую каждый раз завышаю еще и еще, советуюсь с Юрием Притиском, который может высказать свое мнение, дать мне «волшебный пендель».

* Юрий Притиск, член Союза Фотохудожников России, амбассадор Marumi Optical, яркий современный фотограф, художник, преподаватель с опытом работы в крупнейших фотошколах мира и РФ, автор тренингов для российского провайдера Нью-Йоркского института фотографии, ведущий мастер-классов и лауреат более 100 престижных конкурсов. Выпускники Юрия Притиска побеждают в конкурсах, участвуют в фестивалях и проводят персональные выставки.         

Надо понимать, о чем ты снимаешь

Самое главное в репортаже, как мне кажется, надо понимать, о чем ты снимаешь. Я могу снимать день, но возможно одним снимком уже объясню, о чем я фотографировала. Я должна через стоп-кадр немого кино передать суть. Если я иду на мероприятие, о котором ничего не знаю, то я себя называю туристом на этом мероприятии. Но сейчас уже не могу себе этого позволить – приходить туристом. Если меня пригласили, то предварительно обязательно готовлюсь, узнаю о программе мероприятия, об участниках. Когда ты понимаешь, что происходит, тогда ты уже думаешь. Я себе задаю вопросы: – «Вот человек стоит – что он делает, что происходит вокруг него, с кем он общается? Что я хочу сейчас сказать?». Говорю себе – «Снимай то, что ты хочешь сказать!» Каждый раз такая внутренняя работа происходит. Иногда мне говорят: – «Классный у тебя фотоконтент,  нам такой нужен, но надо, чтобы ты еще и статьи написала». Но я в момент фотосъемки разговариваю внутри себя, я не слышу, что происходит вокруг – фон, столбы, деревья, человек… я же не могу себе позволить кадр, на котором у человека из головы дерево растет, например. Проговариваю “попробуй в другой стороны, попробуй по-другому” … У меня большой шкаф с книгами о национальных культурах, и это мои рабочие книги, к которым я обращаюсь в любой момент. Сейчас, например, мои настольные книги: «Народный календарь», книга о шаманах, книга про религии, книги про этносы. Я их читаю, изучаю, подчеркиваю важные, на мой взгляд, тезисы. Мне очень хочется фотографировать людей, которые живут по народному календарю. Когда я возвращалась с Ольхона, видела много пастухов на конях и подумала, что я должна всех их фотографировать! 

О профессии, профессионализме и новых высотах.

Еще один этап моей профессии – я должна быть сама себе менеджер, сама заводить деловые связи. Когда я выхожу на контакт с новыми людьми, часто меня спрашивают, какую организацию я представляю? Организация у меня одна – это я. Есть певцы, музыканты, художники. Я – фотограф, я и есть моя организация, у меня есть сайт, я даже юридически оформлена – самозанятый. На моем сайте есть страничка – “мои партнеры”, чтобы было понятно, с кем сотрудничаю. Очень признательна и благодарна Веронике Васильевне Тимофеевой (председатель национально-культурной автономии «ЮЛТАШ») за то, что она отправила меня в дальнейшее профессиональное плавание, открывает новые горизонты, мотивирует подниматься на новые ступени творчества. Сейчас Центр «Юлташ» выиграл грант, в котором одно из мероприятий – моя персональная выставка, которая откроется в августе 2024 года в Городском выставочном центре им. В.С. Рогаля. Выставка будет посвящена осеннему чувашскому празднику сбора урожая “Чуклеме”. Сама бы я к этому не пришла, только благодаря совместной работе с Вероникой Васильевной, мне открылись такие перспективы. Я не была морально готова к этой выставке, не была морально готова к предстоящей поездке в Монголию, где мы, участники, должны будем сразу же представить свои работы, (август 2023 год), не была готова к победе в конкурсе с проектом “Вера. Родина. Честь”. Я очень волнуюсь перед каждой съемкой, перед каждым мероприятием, переживаю дотошно до каждого момента. Но считаю, мне нужны такие моменты роста, потому что где-то нужно быть смелее. Я страшная трусиха, страшно на публику показать свои работы. Нужно быть смелее, делать, показывать. Может быть я сделаю и ошибусь, но сделаю. Надо к этому идти. Если мы говорим “А”, то нужно говорить и “Б”. Не могу все время работать в стол. Но вот активно вести свои соц.сети не могу, не успеваю. Открыла свою страницу в ВК, а что там делать не знаю, не понимаю. Мне вообще не интересно вести соц.сети и хочется разбираться в других вещах, не в соц. сетях. Возможно, придется искать помощника, который бы делал эту работу. Мы сейчас с Фондом русской культуры думаем, как представить мои работы на других мероприятиях, возможно, как мобильные выставочные площадки.

О семье и семейных ценностях творческого человека, сфокусированного на своих творческих задачах.

Семья – моя первоочередная зона ответственности. Я всегда на первое место поставлю семью. Но моя семья мне всегда помогает в моем творчестве. Быть творческим человеком и семейным – это огромная задача для женщины. Моя, конечно, главная мечта, чтобы у меня был помощник по хозяйству.  Муж меня поддерживает в творческих проектах, но ему важно, чтобы он пришел домой, было чисто, дети счастливы, уроки выучены и вкусно приготовлено. Моя семья выпихивает все мои творческие мысли, и я становлюсь просто человеком. Я не очень этому рада, особенно когда меня уносит в творческий процесс. Если долго не могу что-то придумать или нахожусь в творческом тупике, и тут понимаю, что мне еще и ужин сейчас готовить! … Это очень тяжело. Я разделяю домашние хозяйственные дела и творческий процесс, для меня это не единое творческое пространство. Нашему старшему сыну 18 лет, он старается помогать в бытовом плане. Дочке 7 лет, мы идем в первый класс. Я переживаю, конечно, как мы будем работать над уроками, как будем совмещать мою творческую работу и задачи первого класса. Для меня самое главное в семье, чтобы родители занимались детьми, чтобы дети не сами по себе взрослели. Чтобы мой муж, приходя домой с работы, видел бы меня счастливую, довольную. Чтобы дома он отдыхал, чтобы получил частичку того, что он пришел домой и его окружает самодостаточная семья. Самое главное правило нашей семьи – чтобы была чистота. Если ты проснулся – заправь постель. Наша семейная жизнь уже сложилась, у нас нет каких-то специальных семейных ритуалов, мы живем в таком темпе, что очень много работаем. У нас нет такого, что мы должны обязательно завтракать вместе или ужинать. У нас есть семейные праздники, и нам хватает этих праздников. А вот сидеть вместе и обсуждать, что происходит у тебя или у меня – нет. Мы с мужем обговариваем это в обычной домашней обстановке. Но вот когда мы прилетаем в гости к родителям, моим или к родителям мужа, тогда у нас всегда есть общий ужин, и мы вместе что-то за ужином обсуждаем.

О мечте.

У меня есть некая мечта – открыть некоммерческую организацию. Я долго об этом размышляла, и сейчас уже очень близка к открытию некоммерческой организации по этнической, религиозной и конфессиональной фотографии. Потому что не всегда хватает того, что я самозанятый или свободный художник. Я бы хотела закрывать свои некоторые потребности, например, в качественном оборудовании. Еще хочется, чтобы некие организации, занимающиеся тем же направлением, что и я, тоже видели во мне серьезного партнера. Не просто как частное лицо меня привлекали. Мне, кажется, что так будет проще работать. Я привыкла работать сериями. Но эти серии нужно где-то публиковать, продвигать. Сейчас часто меня приглашают работать как репортажника на мероприятие, а мне хочется какую-то идею самостоятельно заснять. Вкладываю надежду в создание организации, что мне будет легче реализовывать свои идеи.  Я большая молодец (улыбается). Это нескромно, наверное, но я сейчас понимаю, что за это время сделала огромную работу над собой. А еще большая молодец моя семья. Когда я закончила интерактивную карту проекта «Вера. Родина. Честь» и встала из-за стола, то моя семья аплодировала – “мама вернулась в семью”.

О вере

Сейчас, в наше время мы можем открыто говорить о вере. Именно вера и есть наша мораль, наш стержень. Верующий человек не принесет зла в этот мир. Я хочу говорить именно об этом.  Думаю, что лет через 100 люди обратятся к моим фотографиям и посмотрят, как проходили службы, какие были храмы, сколько было человек на службах в Иркутске с 2019 по 2023 год.

Я общаюсь с людьми и анализирую – чем они живут, к чему они обращаются. Поняла, что в Иркутске очень любят историю. Есть некий круг людей, которые сидят в архивах,  сбирает информацию по крупинкам. А через 100 лет не нужно будет идти в архив – я думаю, у меня сохранится сайт. Я сохраняю для будущего поколения. Сейчас-это мой мир, я в этом живу, это моя обстановка. А через 100 лет посмотрим… (улыбается). Я сама в 14 лет приняла православие, потому что хотела участвовать в церковных обрядах. Но до определенного возраста, даже уже будучи крещенной, заходя в храм, стеснялась перекреститься. И сейчас, современные ребята, молодое поколение так же стесняются – зайти в храм, подойти к иконе, свечку поставить. Вероятно, это происходит от того, что этой естественности нет в семье. Ребята сами об этом говорят, и я очень их в этом прекрасно понимаю. И когда вижу, что в храм (не обязательно православный) приходит человек, открытый…ведь двери храма открыты для каждого – верующий человек или нет. И когда вижу в любом вероисповедании открытых людей, которые не стесняются, мне это самой очень приятно к сердцу. Хочу это запечатлеть, хочу это сохранить. Все мы разными способами служим Высшему, разными способами стремимся к Нему, к Богу. У меня не происходит так, чтобы я какой-то шаг сделала по собственной воле, не по воле Господа. Я настолько полагаюсь на Господа, настолько в него верю, что все по Его воле происходит, где бы я ни оказалось, что бы ни произошло. Мне как-то так легче жить становится. Прежде чем мне куда-то пойти, я попрошу у Господа помощи, благословения на тот или иной шаг. Даже исполняя проект (проект «Вера. Родина. Честь»), когда мне приходилось стучать в новые двери, я знала, что я зайду туда за руку с Богом, не одна. Потому что просить мне страшно. Отдавать легко. И без веры – не знаю, как бы это делала (просила). Я очень верю, что есть царствие божие, что я сейчас прохожу некий этап, чтобы заслужить место в Царствии, и я всячески стараюсь прикладывать усилия, чтобы туда попасть. Но, как все люди, мы конечно эгоистичны. У каждого верующего свой уровень веры, но мы все стремимся к одному – быть под Господом.

О проекте “Вера. Родина. Честь”

Прошло определенное время для того, чтобы мои эмоции остыли, и я спокойно оценила проект, его результаты. Сам проект – это, если можно так сказать, потребность Иркутского кадетского корпуса в православном окормлении. И именно Харлампиевский храм должен был осуществлять это по решению нашего митрополита. Но все знают, что Отец Евгений (настоятель Харлампиевского храма) человек активный, не будет сидеть на месте, и если он начал что-то делать, то ему нужно, чтобы это осталось в памяти, было ярким событием. На тот момент, когда начался проект, я не знала, что такое гранты, как писать и как реализовывать проекты. Я начинала только-только входить в свою деятельность здесь, знакомиться, устанавливать контакты и т.д., мне было не до грантов, если честно. Вместе со священником Евгением Володиным мы написали проект по заданию Харлампиевского храма. Нашу заявку пару раз отклонили, а потом в Храм пришел человек, который умеет писать грантовые заявки. И тут у меня начали возникать идеи! На своих ошибках я поняла, чего не хватает нашему проекту – где-то креативности, более точное определение потребностей и прочие тонкости. У Храма одни потребности, у кадетского корпуса – другие. И я стала понимать, что грант – это, в первую очередь, потребности грантодателя. И если мы подаем свой проект на конкурс «Губернское собрание общественности Иркутской области», значит мы должны Иркутской области принести некий продукт на выделенные средства. И здесь у меня мысли трансформировались и появилась идея! А что, если мы возьмем 5 партнеров (национально-культурные центры), которые охватывают все официальные религии России. Отлично! И это нужно попробовать привнести в Иркутский кадетский корпус. Конечно, мы все обсудили в педагогическим коллективом кадетского корпуса, мою идею поддержали и развили. А какой же конечный продукт сделать?  Хорошо, ознакомим ребят, сделаем концерт там (в кадетском корпусе)? Ну а что Иркутская область от этого получит, что увидит? Мысли развивались дальше: наверное нужно сделать какую-то работу в интернете, чтобы ее все могли увидеть? И так мы пришли к идее создать интерактивную карту.

Таким образом и сложился целостный проект. Вначале национально-культурные центры знакомят кадет со своей культурой, затем мы проводим мероприятия, которые касаются и других религий, не только православия.  Мы должны понимать, что нет межнациональной розни, нет межрелигиозной, межконфессиональной. Мы с тобой существуем, и мы оба хороши. Бог один. Да, мы разные, у нас разные традиции, разные ритуалы, но тем не менее, кадеты – будущие защитники Родины. И мы с тобой плечо к плечу встанем и будем защищать, охранять свою Родину. Важно охранять и православный храм, и мусульманскую мечеть, и буддийский дацан, важно понимать ценность этого. Почему это важно сохранять, почему это может быть ценно? – да потому что это наша основа, наш фундамент, наша Родина. Вера – наш фундамент. Ребята познакомились с традициями разных национальностей, потом мы должны были получить от них обратную связь . В ответ получился концерт, который они провели для всех участников проекта. Этого не подразумевал проект, но ребята сделали замечательный концерт! Для меня это был первый «вау-эффект», а концерт – очень приятным сюрпризом, потому что это полностью самостоятельная работа кадет, их самостоятельное творчество. Это некий показатель работы всей нашей команды. Затем мы дошли до интерактивной карты: ребята искали информацию о национальностях, проживающих в Иркутской области, были назначены ответственные за поиск информации. А мы корректировали, редактировали информацию, конечно. Задачей было обратиться к национальным культурам народов именно Иркутской области. Проект «Вера. Родина. Честь» для меня стал огромным опытом. До конца я не верила, что эта идеи правильная, истинная. Мне интересно, я спрашивала у кадет – как прошло мероприятие?  – Классно! – отвечали они. – Когда еще придете, когда еще будет мероприятие? Получилось то, что мне хотелось – ребята прониклись национальной культурой. Ведь по фотографиям видно, какие эмоции у ребят. Я столько счастья поймала для себя в эти моменты! Пришло понимание важности этого проекта. Но так же пришло понимание и, скажем так, ошибок. Например, мне бы хотелось еще большой отдачи, большей заинтересованности у кадет. Чтобы они не только искали информацию в интернете, но и общались с людьми, с представителями разных национальностей лично. Проект оказался достаточно сложным к реализации, как оказалось. В дальнейшем мне хочется устроить конкурсы, публичные чтения, хочу немного иначе выстроить партнерские отношения, взаимодействия, немного иначе подойти к реализации именно как организатор. Мне очень хочется, чтобы интерактивная карта развивалась. У нас многонациональная область, где проживают представители более 130-ти национальностей, а на карте сейчас 5 страниц, на которых рассказано о пяти национальностях – белорусы, буряты, чуваши, татары, тофалары

О своей малой родине

Я русская. С детства видела только русскую культуру. Песни, танцы, но это были ансамбли высочайшего уровня. Сказать, что мои родственники других национальностей не могу. Бабушка моя рассказывала мне, что она с Украины, ее отец ушел воевать, погиб. Бабушка давно уже живет в России.  Я не помню историю, как она вышла замуж на моего дедушку. Именно бабушка вложила мне свою дотошность, отношение к чистоте. Она мне говорила: «Ты запомни, как жена, ты должна встать в 4 утра, намесить тесто – кому пирогов, кому блинов, кому оладьи – всем угодить! У тебя должна быть идеальная чистота!»

 И я так терпеть не могла эти ее разговоры! Мы так с ней конфликтовали, ссорились, не находили компромисов в этих темах. Но, тем не менее, я практически такая и выросла. И я очень любила приезжать к ней в деревню вместо пионерских лагерей, в них я не ездила. Я из семьи военных. Родилась в Перми, жила в Костроме, во Владимире, под Владимиром, много лет пробыла на малой родине одного из моих прадедов и провела там свое детство. Своей малой родиной считаю поселок Великодворский на границе Рязанской и Владимирской областей. Мне показали – вот дом, где жил твой прадед, отсюда он уходил на фронт, у него было трое детей, вот здесь его дожидалась жена, вот здесь она получила похоронку на него. Здесь мне показали моих троюродных братьев, моих родственников. Я с ними общалась и решила, что пусть это будет моей малой родиной, ведь у человека должна быть какая-то привязка (географическая), куда тебе всегда хочется вернуться. И когда проходит год, когда я не могу приехать в этот поселок, я очень страдаю. Очень люблю туда приезжать, мне кажется, что там все мое родное! Я очень люблю Россию. Родилась в Перми, но там не жила. И когда приехала со своей дочерью в Пермь, то поразилась – какие там люди! Очень хотелось бы фотографировать и там. Мама моя родилась на Урале, где-то в Пермской области. Она всегда говорила про себя – “я с Урала”. Такие люди там удивительные, так ко всем тепло относятся. Такой заботы, как на Урале, я ни в одном регионе не испытывала. Там тоже есть свои особенности, свадьбы по три дня гуляют, например. Свадьба моего дяди гулялась три дня всей улицей. В Перми я бывала несколько лет по две-три недели, но не привязалась так, как к поселку Великодворский.

О подарках

Дарю вам самую мою любимую фотографию из серии “С молитвой о мире”. Фотография сделана в шаманском центре “Байкал”. Я печатала для себя, чтобы понимать, как серия будет выглядеть. Это репортажная фотография, не постановочная. Не люблю рамки и слово «рамка» для фотографии в моем понимании не существует. Это будет большой формат.

В Сибири мне вначале понравился Новосибирск, а когда я приехала на Дальний Восток, то мне очень понравился Южно-Сахалинск. Чистый, ухоженный, никаких вандальных надписей.  

Анна Диденко.

С момента как было записано интервью, Анна успела побывать в Монголии как фотограф (специально приглашённых делегаций из России, Японии и Китая) II фестиваля мировой культуры “Кочевник”, стала победителем IV областного конкурса ИФО “Воспоминания о будущем” …..

Ссылка на интерактивную карту

Ссылка на сайт Анны