Опубликовано 27 февраля 2024
24 февраля в Дворце спорта “Труд”, в рамках Спортивно-культурного праздника “В Сиянии Белого месяца”, состоялось значимое событие для поклонников бурятского этноспорта. 21-летний Артём Мархасаев завоевал титул абсолютного чемпиона в турнире hэер шаалган, отметив свою восьмую победу в карьере.
Вчера мы имели удовольствие принять в гостях Артема Мархасаева, который поделился своими впечатлениями и опытом. Артем является студентом первого курса Иркутского областного колледжа культуры и уже пять лет посвящает себя освоению древнего искусства hэер шаалган, начав тренироваться в 16 лет под руководством своего отца и старших братьев. Несмотря на начальные трудности, в том числе перелом руки во время первого выступления, Артем не только преодолел все препятствия, но и добился значительного успеха, выиграв абсолютное первенство на своих первых же соревнованиях.
Уникальная техника “Мельница”, которую Артём применяет в своих выступлениях, была адаптирована им после изучения стиля Бабасана Митапова, у которого эта техника имеет свои отличительные черты. Артём смог персонализировать и внести в неё свои элементы, что придаёт его выступлениям особую уникальность и выделяет его среди прочих спортсменов.
В финале турнира, прошедшего между выступлениями артистов на гала-концерте, Артёму удалось превзойти своего двоюродного брата Александра Ишкидеева, и показать не только скорость, но и высокое мастерство в разбивании костей. Этот момент был особенно драматичным, учитывая то, что соперничество происходило между родственниками и было осложнено неожиданным происшествием: Александр, ослеплённый яркими софитами, уронил одну из костей, что и не позволило ему опередить Артёма.
Теперь перед Артёмом стоит новая цель — участие в Международном этнокультурном фестивале “Алтан Мундарга”. Однако перед этим ему необходимо решить вопросы с учебой в колледже, поскольку из-за угрозы возможных травм, могут запретить ему участвовать в турнирах. “Нам, танцорам, действительно, важно беречь свои руки, но, несмотря на возможные риски для карьеры в хореографии, я планирую продолжить развиваться в Һэер шаалган и сочетать спорт с учебой”.
Это доказывает, что Артем является ярким примером преданности к бурятским традициям и культуре. Родившись в Еланцах и получив начальное образование в Иркутске, он в дальнейшем переехал в п. Усть-Ордынский, где и начал изучать Һэер шаалган, что стало важной частью его культурного и личностного развития. А позже он выбрал путь хореографа для того, чтобы связать свою жизнь с национальным искусством.
Каждый может научиться hэер шаалган?
Артем не только успешно развивается в этноспорте, но и активно делится своим опытом. Он убеждён, что каждый способен овладеть этим искусством при условии упорства и желания. Примером тому служит его друг, Данил Каверзин, который, несмотря на русские корни, решил изучать hэер шаалган. “Данил еще пока не научился четко оценивать ситуацию во время турниров. В отличие от опытных участников, он не всегда прикладывает достаточную силу в ломании тонких костей, что иногда приводит к неудачам. Тем не менее, он обладает уникальной способностью разбивать такие кости, с которыми даже самые опытные костоломы не справляются. Со временем, накопив опыт, Данил сможет отточить свои навыки и начнет побеждать”.
Откуда приходят в hэер шаалган? Важна ли спортивная подготовка?
“Участники Һэер шаалган приходят из разнообразных спортивных дисциплин, что влияет на их стиль и технику. Рукопашники, благодаря своей силовой тренировке, могут ломать кости обеими руками. Волейболисты, напротив, применяют свой быстрый и хлесткий удар, развитый в волейболе, для эффективного ломания костей. Я же в основном использую правую руку для разбивания костей”.
Почему лучшие костоломы из горных районов?
“Это может быть связано с особыми условиями жизни в этих местах. В горах кости животных обычно более прочные и твердые из-за более скудного питания, а мясо постное. Поэтому, например, осинцы не любят ломать кости из нашего района. Һэер шаалган более популярна у нас в горах. Редко можно встретить аларских костоломов, лишь один—два, боханские только сейчас начали учиться, баяндаевских сравнительно тоже немного”.
Ольхонцы кроме того известны своей дружбой и сильными семейными связями, придерживаясь традиции равного участия мужчин и женщин в праздниках. В отличие от этого, в других районах в общественной жизни активнее могут быть женщины, в то время как мужчины проявляют меньше инициативы.
Об истории Һэер шаалган
“Традиция разбивания хребтовых костей во время праздничного угощения Уусэ (заготовки мяса на зиму) является глубоко укоренившейся частью культуры бурят-монголов. Этот обычай не только демонстрирует уважение и почёт к гостю, но и служит испытанием силы и мастерства. Гостю подавалось “мясо на хребтовой кости”, а затем предлагалось попытаться разбить эту кость. Успех в этом деле приносил ему большое уважение и почет среди присутствующих. Если гость не справлялся с задачей, хозяин дома брался за дело. А если и он не мог справиться, то уже все присутствующие принимали участие. Такой обычай не только укреплял общинные связи, но и способствовал зарождению коммерческих турниров, где участники соревнуются в разбивании костей за призы.
У нас на Ольхоне в 1970—1980-х годах активно практиковалась эта традиция: все собирались в сельском клубе и участвовали в соревнованиях по разбиванию костей за призы. Мой отец был одним из лучших в этом деле и постоянно побеждал в турнирах”.
В свои 21 год, Артём Мархасаев, несомненно, воплощает собой дух молодости и неутомимого стремления к совершенству. Мы желаем Артёму не только побед на Международном этнокультурном фестивале “Алтан Мундарга”, но и дальнейшего процветания в его академической и спортивной карьере.
_____
Пресс-служба Центра культуры коренных народов Прибайкалья