Опубликовано 22 марта 2024
В начале марта специалисты Центра культуры коренных народов Прибайкалья побывали в поселке Качуг и селе Вершина Тутуры Качугского района. Целью поездки было выявление объектов нематериального культурного достояния эвенкийского народа, для сохранения и передачи их будущим поколениям.
Первые два дня нашей командировки мы провели в поселке Качуг, где побеседовали с местными жителями и собрали ценные материалы о традициях и обычаях этнической группы “эвенки”. В первую очередь мы посетили Качугскую Межпоселенческую центральную библиотеку.
Директор библиотеки Шеметова Анна Ивановна ознакомила с материалами этнографического и топографического содержания, рассказала о своем опыте погружения в эвенкийскую культуру и способах ее сохранения, применяемых в библиотечном деле.
Следующим пунктом стала Администрация Качугского района, где нас встретил Саидов Андрей Владимирович, председатель Думы муниципального района.
Андрей Владимирович – охотник с 40-летним стажем.
Охота – это многовековая традиция, которая передается из поколения в поколение и является важной частью жизни многих народов и культур. Охотники уделяют особое внимание сохранению и передаче знаний и навыков своим потомкам. Поэтому, разговор с Андреем Владимировичем оказался очень продуктивным. Он определил вектор наших дальнейших исследований.
Находясь в Качуге два дня, наша команда познакомилась со многими интересными людьми, в том числе и представителями эвенкийского народа. Отдельного внимания заслуживает встреча с Андрияном Иннокентьевичем Хромовым, знаменитым “таежным почтальоном”. В течение 12 лет Андриян Иннокентьевич верхом на коне доставлял почту в населенные пункты Шевыкан, Тырка и Чинонга, отрезанные от внешнего мира тайгой и болотами. Беседа с Андрияном затянулась надолго. Он рассказал о своей работе и, конечно, охоте, навыкам которой обучался с раннего детства. Из разговора с Андрияном Иннокентьевичем можно понять, что охотники часто придерживаются традиционных методов охоты и использования природных ресурсов, что способствует сохранению баланса в экосистеме и уважению к окружающей природе. Они стремятся сохранить стабильность и неприкосновенность дикой природы.
Утром третьего дня мы выдвинулись в село Вершина Тутуры. Таежный путь длиною 37 км мы преодолели за 3 с половиной часа. Дорога в марте считается хорошей – снег утрамбован, плотный – колеса не проваливаются.
Местные жители с радостью делились с нами своими знаниями и опытом.
У эвенкийских охотников есть несколько традиций и примет, которые они соблюдают перед охотой. Например, перед отправлением на охоту эвенки “кормят огонь”, принося подношение духам и прославляя их. В лесу также необходимо совершать обряд очищения – окурить себя можжевельником.
Много примет у эвенкийских охотников, связанных с погодой и поведением животных. Традиции и приметы помогают эвенкам укрепить связь с природой, уважать ее и привлечь к себе удачу в охоте.
Охотники обладают богатым опытом, уникальными знаниями и навыками, которые они передают следующим поколениям. Это делает их ключевыми стражами традиций и обычаев предков, и позволяет им сохранять культурное наследие народа на протяжении многих поколений.
Благодаря своему опыту и проживанию в традиционной среде, охотники смогли предоставить ценные сведения и информацию о различных аспектах жизни и обычаев эвенков, рассказать о традиционных способах охоты и рыбной ловли, о кулинарных привычках и рецептах, об уникальной религиозной символике и верованиях эвенков.
Охотники также смогли привести примеры нематериального наследия в виде примет, обрядов, рецептов лечебных отваров и снадобий. Благодаря их активному участию и участию других представителей эвенкийского народа были собраны уникальные материалы, которые помогут сохранить и передать следующим поколениям богатое наследие и культурное наследие эвенков.