Опубликовано 10 июня 2024
Сегодня в рубрике #победавлицах мы поделимся с вами отрывком из исследовательской работы, посвященной ветерану Великой Отечественной войны, доктору технических наук, профессору, академику, лауреату Государственной премии Шаракшанэ Або Сергеевичу. Работу выполнили ученики МБОУ Аларская СОШ Хапкиновой Ирины, Бухаева Даниила, Бидагаева Александра под руководством Булгатовой Оксаны Германовны, педагога-психолога МБОУ Аларская СОШ, в 2020 году.
«Або Шаракшанэ родился в Алари 20 декабря 1921 года. Вот что рассказали нам о его родителях его троюродная сёстра – Шаракшанэ Нелли Александровна, ветеран педагогического труда, ныне проживающая в селе Кукунур Аларского района: «Отец и мать его – из первых бурятских учителей. Прогрессивные, умные, талантливые люди, они снискали уважение и любовь своих земляков своим бескорыстным просветительским трудом. Семья была очень интеллигентной. Отец Шаракшанэ Цырен (Сергей) Николаевич был выпускником одного из вузов г. Ленинграда. После того, как они выехали из Алари в 30-е годы прошлого столетия, он устроился в Иркутский государственный университет научным ассистентом на кафедре общей органической химии и параллельно учился в аспирантуре. Мать Шаракшанэ (Бахаева) Елена Николаевна была учителем начальных классов, а родом она была из с. Голоустное, что недалеко от г. Иркутска. Похоронена рядом с сыном Або Сергеевичем на Донском кладбище г. Москвы».
В 1941 году ему исполнилось 20 лет. К тому времени он уже был курсантом Иркутского авиационно-технического училища. 20 июня 1941г. выпускник училища Шаракшанэ получил направление в Киевский военный округ. Там, в пятидесяти километрах от румынской границы, новоиспеченного лейтенанта и застала война. Служил Або Шаракшанэ техником самолёта Владимира Микояна.
-22 июня в 5 часов утра мы были подняты по тревоге, – вспоминал Або Сергеевич – Мы – это истребительный авиаполк, где я начал служить авиатехником. На наш аэродром налетели тяжелые бомбардировщики в сопровождении истребителей. Это было страшно. Трудно даже описать, что
творилось с нами на земле. Непрерывный вой самолетов, немцы летали на низких – всего пятьдесят метров – высотах, разрывы бомб буквально оглушали нас. В воздух вздымались массы черной земли вместе с частями наших самолетов. Немецкие воздушные стрелки расстреливали людей из
пулеметов. Везде слышались стоны раненых, крики о помощи… Налеты фашистов следовали один за другим. Только вечером нашим летчикам приказали взлетать. Мы в прямом смысле из земли откапывали отдельные уцелевшие самолеты…
За два первых месяца войны мы растеряли практически всю технику. В нашей эскадрилье только командир воевал на Халхин-Голе, а мы, молодое пополнение, совсем не имели опыта боевых действий. Никто из нас толком не понимал, где передовая, где тыл, связи с дивизией не было. Кольцо окружения сжималось, фронт уже отодвинулся далеко вглубь страны. Потом
нам объявили, что отправляют на переформирование. И действительно отправили на переформирование в Горький, оттуда отправили на Волховский фронт помогать ленинградцам.
Боевой путь Шаракшанэ Або Сергеевича отражен в его трудовой книжке.
Воевал на Северо-Западном, Волховском, Сталинградском, Калининском, Брянском, Белорусском, 1,2 Прибалтийском фронтах.
Имеет награды: два ордена «Красной Звезды», две медали «За отвагу», орден Отечественной войны 1 степени, орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени, орден Октябрьской революции, медаль «За оборону Сталинграда».
Войну закончил под Кенигсбергом. Руководство страны уже задумывалось о послевоенной ситуации, перспективных кадрах. Из воспоминаний Шаракшанэ: «В наш полк прислали документ о наборе в военную академию. Я тогда страстно мечтал учиться дальше. И подал рапорт. Мое ходатайство подписал лично Василий Сталин. Я стал слушателем Военно-воздушной инженерной академии» им Можайского г. Ленинграда».
Из воспоминаний однополчанина Шаракшанэ Або Сергеевича – Б. Толчинского в книге «Небо было грозовое»: «Для каждого, кто прошел войну, нет и не будет ничего более светлого и святого, чем наше фронтовое братство. Передо мной сразу встают мои дорогие боевые друзья. Вот я слышу имя Або Шаракшанэ, и к его имени всегда с уважением добавляют, что теперь он крупный ученый в области ракетной техники, профессор, академик, доктор технических наук – я этому не удивляюсь. Это абсолютно закономерно. Так и должно было быть. На войне авиатехник Шаракшанэ
умел делать все, просто буквально все. Мы знали, если делал Шаракшанэ, то это надежно. Скажу банальную фразу: у него были по-настоящему золотые руки. И очень мудрая голова!..».