Опубликовано 05 ноября 2024

Деревня Корсунгай, расположенная среди лесов в Иркутско-Черемховской равнине, представляет собой уникальный очаг бурятской культуры, где бережно сохраняются традиции и обычаи предков. Это единственная бурятская деревня в многонациональном Заларинском районе, и её история тесно связана с судьбами многих бурятских родов, ранее населявших окрестные земли.

Согласно переписи населения 2021 года, в Заларинском районе проживает 306 бурят, что составляет всего лишь 1,17% от общего населения района. Они проживают исключительно в деревне Корсунгай (по-бурятски Хурсанга), которая осталась единственным бурятским поселением на этой территории.

С древности бурятские роды, такие как Шайраты, Бажар, Залайри и многие другие, пришедшие сюда с Кудинской долины, а позже и с Тунки и Монголии, обживали земли нынешнего Заларинского района. В поисках плодородных пастбищ они осваивали эти земли с богатой пойменной зоной, полноводными реками и зелеными лугами, устраивали стоянки вдоль рек, что отразилось в трети местных топонимов. Так, река Ока, известная бурятам как Аха, переводится как «главная» или «старшая». Село Хор-Тагна получило название от слова «хоор» — «два», указывая на слияние двух рек — Черной Тагны и Белой Тагны, символизируя их единство. По другой версии, «хор» связано со словом «хара», что значит «чёрный». Название «Тагна» также может указывать на род бурят, переселившихся сюда из Тункинской долины. Топоним «Тыреть» происходит от имени рода Тэртэ, пришедшего в эти земли в XVII веке. Бурятские названия селений, таких как Хот-Хор, Халярты, Бажир, Хаптагун, Холмогой, Муруй и Бабагай и др., также  напоминают о глубоком историческом присутствии бурят в этом крае.

История Корсунгая

Название деревни Корсунгай, вероятно, происходит от бурятских слов хурса и нуга, что переводится как «осоковый луг». Деревня включает четыре улицы: Заречная, Ербанова, Центральная и Набережная. Здесь живут потомки рода Хулмэнгэ (Кульметский), а также родов Ашаабагат, Шарайт и Харанут.

Род Хулмэнгэ, согласно преданию, восходит к предку — Унгинскому хану Болоту, у которого было трое сыновей: старший — Олзой, средний — Хулмэнгэ, и младший — Муруй. После смерти отца они разделили его земли и пастбища. Олзой получил территории вдоль реки Унги от Балаганска до горы Хашхай, Хулмэнгэ — земли от Хашхая до верховьев Унги и частично вдоль берега Ангары, а дети Муруя обосновались в низовьях Унги. Считается, что Хулмэнгэ основал такие улусы, как Шараты, Куйта, Хайтик и Хурсанга, заложив основы для дальнейшего расселения своего рода.

По другой версии, этноним Хулмэнгэ имеет тюркские и, возможно, тунгусские корни. В эвенкийском языке слово «хул» переводится как «стрела». Поэтому название рода может быть интерпретировано как “изготовитель стрел”, что указывает на связь носителей с покоренным населением тунгусов, которые занимались изготовлением стрел для воинов эпохи Уч-курыкан. Размещение представителей этого рода в среднем течении реки Залари говорит о их важной роли в охотничьей культуре региона, обеспечивая бурятских воинов оружием.

Со временем род Хулмэнгэ (Кульметский) разделился на 1-й и 2-й Кульметские рода. По переписи 1857 года, 1-й Кульметский род насчитывал 934 мужчины и 941 женщину, и состоял из улусов Наймадаевский, Унгинский, Кулуруйский, Изголовский, Бажирский, Налюрский и деревни Бажирская. 2-й Кульметский род в улусе Хорсунгайский насчитывал 147 мужчин и 159 женщин, а в других четырех улусах (Хуйтунском, Тангутском, Нугалськом и Дабунском) — всего 343 мужчины и 317 женщин. 

Ашибагаты пришли в эту местность с кудинских степей, предположительно после междоусобных конфликтов на своих землях, и стали одними из влиятельных представителей бурятского сообщества. Этот род, контролируя стратегические территории, организовался в три анклава. В XVII веке ашибагатские князья владели землями в междуречье Уды и Оки, продвигаясь на запад и расширяя свои владения. Ашехабатский род включал соседние с Корсунгаем улусы: Кулутский, Канзатайский, Харитский, Барлутское и Карымское селения.

Буряты заларинской долины, помимо скотоводства, занимались земледелием и огородничеством, обрабатывая различные культурные растения. Мельницы находились на речках Залари (три), Харагуне (три) и других реках региона. В урочищах первого Кульметского рода располагались лучшие пахотные земли во всей Унгинской долине. По архивным данным, урожай хлеба 1-го Кульметского рода составил 6689/4, что превосходило результаты всех соседних родов. Также по количеству скота они превосходили другие роды, имея 1413 лошадей, 2174 коровы, 3849 овец, 192 козы и 19 свиней. Шаманская вера была важной частью жизни, ежегодно проводились три тайлагана. 

Корсунгай был частью Балаганской степной думы, учрежденной Уставом 1812 года, а позже — Унгинской инородной управы, которая объединяла до 23 бурятских родов, включая Ашибагатский и Шарайтский, а также оба Кульметских рода, соседствовавших с родами Булутов, Бараевых, Онхотоевых, Олзоевых и других.

Корсунгай в разные времена входил в состав Аларского и Нукутского районов. В Заларинский район деревня вошла в 1967 году, и некоторые жители здесь имеют нукутские корни. С ней связаны имена известных людей: здесь родился писатель Африкан Бальбуров и бывший председатель Народного Хурала Бурятии Михаил Семёнов.

Современность

Сегодня Корсунгай по-прежнему хранит традиции, несмотря на сокращение населения до 40 домов. Здесь регулярно проходят праздники, собираются на совместные вечера, где готовят саламат и баранину на костре, создавая атмосферу единства и сплоченности. 

С 1990-х гг. отмечают древний праздник «Зоохэй наадан», собираясь всем улусом. Жители приносят сметану со дворов, чтобы в общем котле приготовить традиционное блюдо — «саламат». Этим блюдом угощают всех гостей, желая здоровья, процветания и изобилия скота. Праздник сопровождается  конкурсами и народными состязаниями, танцами, угощением вином и молитвами бурхану о дожде и хороших пастбищах. Традиция возрождена благодаря усилиям местной жительницы Анны Александровны Зиминой, которой за десятилетия удалось собрать по крупицам сведения о «Зоохэй наадан».

Корсунгайцы с почтением вспоминают Бажи Жотухаева — знаменитого сказителя и потомка легендарного Башу из рода Хулмэнгов. Жотухаев сохранил множество исторических преданий, создал собственную версию эпоса «Гэсэр» и тем самым донес до нас богатое наследие бурятских устных традиций. Напевы его улигера, как и рассказы его предков Омосхэла и Жатухая, звучали у ночных костров охотников, соединяя поколения в памяти о корнях и истории бурятского народа.

Жители Корсунгая с почтением относятся к священным местам: здесь устанавливают сэргэ — обереги для защиты, украшают их ленточками, обращаясь к духам. Бывшую школу, закрытую в 2011 году, преобразовали в краеведческий музей, а местный культурно-досуговый центр активно поддерживает мероприятия, сохраняющие бурятскую культуру. В 2008 году здесь была образована бурятская национально-культурная автономия, что стало значимым шагом в поддержке местных культурных инициатив и укреплении бурятской идентичности.

Сохранение родного языка

Несмотря на бережное отношение к культурному наследию, бурятский язык в Корсунгае находится под угрозой исчезновения. В отсутствии школ с преподаванием бурятского, язык остаётся живым лишь в рамках семейного и бытового общения. Однако передача его новому поколению затруднена: дети и молодёжь всё меньше владеют родной речью, и это ведёт к постепенной утрате языковых навыков. Для жителей деревни это одна из самых острых проблем, так как язык — неотъемлемая часть культурной идентичности, связующая поколение и традиции.

Осенью 2024 года в Корсунгае прошел проект «Заншал. День бурятского языка», организованный Центром культуры коренных народов Прибайкалья и Центром культуры «Гэсэр». Мероприятие включало образовательные и развлекательные активности, которые привлекли внимание местных жителей. 

Заключение

Корсунгай — это символ единства и силы традиций, которые остаются живыми и значимыми для каждого, кто вступает на эту древнюю землю. В отличие от множества других поселений, которые были утрачены или изменены в результате миграций и перемен, Корсунгай продолжает существовать и служит местом, где пересекаются пути истории, культуры и современных бурят. Добро пожаловать в Корсунгай!