Опубликовано 03 декабря 2024
В селе Вершина Тутуры прошел грандиозный праздник, который есть только в календаре эвенков Качугского района. Называется он «Лучший Бэйсэн», участвуют в нем только охотники, которых по-эвенкийски так и называют – бэйсэны.
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC0839-20.jpg)
Вершина Тутуры – село, затерянное среди просторов сибирской тайги. Казалось бы, всего около 100 километров от райцентра, но даже местные не загадывают – за сколько они проедут это расстояние. Последние 40 километров – это не дорога, а направление, пройти по которому могут только подготовленные для бездорожья джипы. Кстати, необычным названием село обязано началу (начало – верх – вершина) речки Тутуры, что с языка эвенков переводится как «у стопы горы». Но есть и другая версия. Согласно ей, корни названия уходят в казацкие времена, когда первопроходцы, мечтая о крепости и безопасности, увидели это место и воскликнули: «Тут! Ура!». Отметим, что любой вольный или невольный путешественник, выдержав непростую дорогу и доехав до села, воскликнет точно так же.
В селе около 200 жителей, мужчины, практически все, охотники – бэйсэны. Действующие, уже отошедшие от этого занятия и, конечно, те, у кого вся жизнь впереди. Оружие в руки они берут не для забавы, поэтому на празднике нет конкурса снайперов, но есть другие, позволяющие продемонстрировать мастерство и навыки, без которых охотнику-промысловику в тайге будет чрезвычайно сложно. В связи с этим, соревнования в полной мере можно отнести к состязаниям по профессиональному мастерству, демонстрирующими при этом уважение к дикому миру, где охота – не просто ремесло, а часть жизни, пронизанная древними традициями и культурой.
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC0750-7.jpg)
Праздник открылся традиционным эвенкийским обрядом очищения и кормления огня, который становится посредником между мирами, а дым, стремящийся в небесные дали, выступает молитвой, призывающей добрых духов. Благопожеланиями эвенки просят о силе и мудрости для своих семей, о покое для ушедших и о счастье для живущих. Обряд связывает поколения, передавая через тепло огня заботу и любовь, которые, как звезды, будут светить в жизни каждого. Завершилось всё действие хороводным танцем ёхорьё – ритуально-сакральным, уходящим корнями в далекое прошлое эвенков.
Получив благословение духов, охотники приступили к конкурсам. Испытания начались с колки полена, где залогом успеха являются ловкость и сила. Взмах топора, резкий выдох и чурка разваливается на две половины, ещё взмах, ещё и через несколько десятков секунд полено расколото на нужные части. Но это не всё. Для того, чтобы получился костер требуется разжечь огонь. Охотники делают лучинки и состругивают с поленьев завивающиеся тонкие пластинки. Не у всех получается сразу развести огонь – мешает ветер и подмокшие спички. На помощь приходят зрители, закрывающие будущий костер от ветра и делящиеся сухими спичками или зажигалкой.
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC0888-32.jpg)
Разгоревшийся огонь позволил участникам перейти к следующему этапу – кипячению воды для чая. Стоит отметить, что разжигание костра из расколотого полена – это не только про скорость и умение, но и проверка знаний о традиционных методах, а скорость кипячения воды в котелке – показатель мастерства. Например, более опытные бэйсэны изначально костровище делали в снеговом углублении, что не давало ветру сносить жар в сторону.
Еще одной проверкой профессиональных знаний охотников-промысловиков стал конкурс по вязанию узлов – это искусство, от которого зависят как успех охоты, так и безопасность самого бэйсэна. Демонстрировали завязывание узлов, кстати, на штакетнике сельского клуба и просто на руках. При этом охотники объясняли назначение узлов, ведь каждый из них имеет свои уникальные свойства: один подходит для крепких связываний при транспортировке добычи, другой нужен для работы с тяжелыми грузами, третий позволяет регулировать длину и т.д. Бэйсэны говорят, что знание узлов – это не просто навык, а необходимая часть подготовки каждого охотника.
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC1004-53.jpg)
Следующим этапом стал бег на лыжах. И это не просто спортивное развлечение, а целая философия, соединяющая физическую подготовку и взаимодействие с окружающим миром. Суровые реалии дали эвенкам единственную пригодную для глубокого снега и сибирской тайги форму лыж – не длинные, широкие и с простым ременным креплением. Кстати, ходят на них без палок.
Напутствие от ведущего «не толкаться, не кусаться, на лыжи сопернику не наступать», традиционные «раз, два, три» и бэйсэны дружно оттолкнулись от точки старта. Дружно было недолго. Буквально через несколько метров охотники растянулись, но явного лидера не было, так как у некоторых случились досадные неожиданности – сильный азарт подтолкнул к такой ошибке, как вылетевшая из лыжного крепления нога.
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC0989-49.jpg)
Завершающим аккордом соревнований стало испытание на силу – перетягивание палки. Здесь работают все мышцы, нужен прочный хват, крепкая спина и мощные ноги. Всё это чрезвычайно необходимо охотнику, который месяцами пропадает в тайге, добывает и транспортирует на себе добычу, а ведь это не только белка и соболь, но и серьезная, тяжелая туша, например, изюбра.
На этом соревновании соперники подбирались по порядку номеров, что в некоторых случаях привело к поединку существенно отличающихся по массе охотников. Тем не менее, вес тела оказался не решающим.
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC1212-109.jpg)
По итогам состязаний лучшим бэйсэном жюри назвало Якова Матвеева и вручило ему приз – набор инструментов. Якову скоро уходить в тайгу – на промысле он будет, как обычно, не меньше месяца. Добывает, в основном, соболя и белку. Бэйсэн рассказал о некоторых хитростях, которые требуются, чтобы шкурка осталась целой:
«Под мелкого зверя патрон нужно подготовить – оставляем в нем пять дробин, иначе будет просто решето. Стреляю не сразу, жду когда тельце спрячется среди веток и будет торчат только голова – дробь сквозь ветки не проходит, отклоняется и поэтому попадаю именно в голову. Шкурка остается целой. Или, например, собаки загоняют соболя внутрь поваленного ствола дерева. Он там мечется, высовывает голову, тут уже палочкой его глушу, ну и… Тоже шкурка целая остается».
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC1332-132.jpg)
Второе место занял Аркадий Аверьянов, приз – рюкзак и мерцалка для рыбалки. Третье место – Николай Аверьянов, приз – профессиональный мультитул. Поощрительными призами для остальных участников стали портативные аккумуляторы.
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC1133-89.jpg)
После состязаний бэйсэнов в рамках праздника, атмосферу которому придали также качугские артисты с настоящим песенным концертом, прошли еще четыре конкурса:
- «Таёжная рукодельница», на который участницы представили изделия народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства,
- национальной кухни «Эвэды дэптыллэ» по направлениям «Традиционное национальное блюдо» и «Современное блюдо народов Севера»,
- творческий «Икэвун», где участники исполняли эвенкийские песни и танцы, рассказывали сказки,
- викторина «Мой маленький таежный народ» среди школьников на знание языка, обычаев и традиций эвенкийского народа.
По итогам каждого победители получили вполне солидные, а главное – необходимые призы. Поощрительные призы получил каждый участник.
![](https://etno.pribaikal.ru/wp-content/uploads/2024/12/DSC0727-3.jpg)
Вера Хорищенко, директор Вершино-Тутурского культурно-информационного комплекса:
«Каждый праздник у нас проходит очень хорошо, на подъеме и с желанием. Правда, сейчас охотников меньше участвовало, дело в том, что некоторые задержались из-за погоды в лесу. Но мы сегодня чествовали всех, в том числе и старейшин, ведь у нас любой охотник – это не только добытчик, но и прежде всего защитник традиций и культуры эвенков. Некоторые из них в силу возраста не могут участвовать в соревнованиях, но в лес они ходят до сих пор.
Скажу, что кухня у нас всегда на высоком уровне. В этом году, наверное, самый большой размах – не одно-два блюда, а каждая накрывает целый стол. Причем участницы готовятся намного заранее: фактически, изучают то, что было раньше, какие блюда подавали к праздничному столу, а какие готовили в походных условиях.
С особым удовольствием отмечу ребятишек. Их много и участвуют они с удовольствием. Здесь очень важно взаимодействие со школой, которая во всем идет нам навстречу, вплоть до помощи в подготовке костюмов».
Состав жюри:
- Cеменов Вячеслав Валерьевич, первый заместитель мэра Качугского района,
- Чертовских Юрий Александрович, глава администрации Вершино-Тутурского МО сельского поселения
- Жерданоева Галина Гаврииловна
Организаторы праздника «Лучший Бэйсэн-2024»: министерство культуры Иркутской области, ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья».