Опубликовано 12 декабря 2024

Вершина Тутуры — небольшое эвенкийское село, расположенное в Качугском районе Иркутской области. Его основание относится к концу 1920-х годов, когда советская власть инициировала процесс оседания эвенков, традиционно ведущих кочевой образ жизни.

На месте изначальной эвенкийской стоянки была построена полноценная фактория с рядом социальных объектов: около тридцати жилых домов, школа, клуб, администрация, почта и больница. Основные занятия местных жителей включали разведение оленей, охоту на соболей и белок. Однако в 1960-х годах, в связи с экономической нецелесообразностью, оленеводство было прекращено.

Современные реалии

В настоящее время численность населения Вершины Тутуры составляет около 180 человек, большинство из которых — эвенки. Жители этого села занимаются охотой на пушных зверей, рыбной ловлей, собирательством, огородничеством, содержат коров и лошадей. Оленей в округе больше нет, а используемые природные ресурсы продолжают играть важную роль в жизни села. 

 

В селе имеется общеобразовательная школа, где ведутся занятия по верхнеленскому диалекту эвенкийского языка, а также школьный музей эвенкийской культуры, библиотека, Дом культуры, в котором действуют кружок ДПИ “Умелые ручки”, детский хореографический кружок “Окситакан”, хореографический кружок “Гоёкокун”. Здесь есть и больница, в которой уже 25 лет работает один доктор Марина Каюмовна Зуева. Стоматолог по образованию, Марина Каюмовна исполняет функции терапевта и акушера.

Современные эвенки, проживающие в Качугском районе, — это потомки тутуро-очеульских тунгусов, совсем небольшая часть великого тунгусского племени, отступающего последние столетия  к северу и к настоящему времени окончательно перешедшего на оседлую жизнь. Сегодня эвенки Качугского района проживают в селе Вершина Тутуры, деревнях Чинонге и Тырке, а также в районном центре. 

В  Вершине Тутуры нет эфирного и кабельного вещания. Вершина Тутуры не охвачено мобильной связью, но в некоторых домах есть спутниковая связь.

Электричество в селе Вершина Тутуры доступно с часу дня до часа ночи. Это значительный прогресс, учитывая, что два года назад свет в домах горел лишь пять часов в сутки, и то, только при условии поставки солярки. В населенном пункте часто можно встретить установленные на домах солнечные батареи.

В деревне осталась всего один чум, местные называют его юртой, основанный бывшим главой поселения Владимиром Александровичем Щаповым. С приходом зверопромхозов на месте чумов (юрт) начали строить зимовья, в результате чего технология возведения чумов постепенно перестала развиваться и в настоящее время почти утрачена. В различных регионах аналогичные сооружения могут называться как юртой, так и чумом.

Охота, рыболовство, собирательство

Охота по-прежнему остается как средством существования, так и целью жизни для многих эвенков. Охота удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности мужчин-эвенков, став частью их сущности. Без этой практики эвенк перестает чувствовать себя частью своего народа. Охота ведется круглый год, поскольку закон стоит на стороне коренного малочисленного народа.

Охотничий сезон начинается с середины осени. С установлением снежного покрова начинается охота на пушного зверя. Это традиционно важный период для эвенков – сезон охоты на пушных животных, который в народе называется “белковье”. Однако охота на белок потеряла свою популярность; мех этих животных уже не востребован ни на аукционах, ни среди охотников, что делает охоту на них нецелесообразной.

Перед началом сезона охоты эвенки готовятся: запасают провизию, собирают необходимые припасы и готовят собак. Перед выездом в тайгу они откочевывают на свои угодья. Ранее основными помощниками в этом деле были олени и лошади, но сейчас на смену им пришли снегоходы.

Зимой, как только солнце начинает ярко светить и греть, появляются проталины на снеге, охотник отправляется на сохатого и козу. Когда снег сходит, и распускаются ароматные лиственницы, он занимают позиции на солонцах, ожидая подходящих животных.

Летом охотники выслеживают сохатых у рек и озер, где животные пытаются спастись от насекомых. Кроме того, они ловят молодую водяную птицу на озерах с использованием лодок и собак. В сентябре начинается “гоньба” у сохатых, и охотник старается поймать их в этот период.

На данный момент охотничьи угодья в районе Тутуры изрядно истощены: леса в значительной степени выгорели, а численность зверей уменьшилась из-за чрезмерного давления со стороны охотников. Хотя сохатые все еще водятся в достаточном количестве в северной части по рекам Нотаю, Ханде и Киренге, ситуации с козами и кабаргой значительно лучше.

Рыболовство также развито среди тутурцев, особенно на озерах Эконор и Бачинор, расположенных в тридцати километрах от поселения. В течение всего лета они ловят рыбу с помощью сетей, морд и острог, вылавливая щуку, карася и окуня, а также речную рыбу – хайрюза, ленка и налима. Рыба становится важным компонентом питания, часть улова идет на продажу в Качуг.

Осенью, когда бывает урожай кедровых орехов, тутурцы занимаются сбором орехов. Шишки сбиваются специальным инструментом — колотом, длинной палкой с тяжелой рабочей частью. Затем собранные шишки обрабатываются для извлечения орехов. Очищенные орехи проходятся через проволочное сито для удаления чешуи, а затем их нужно поджарить для дальнейшего использования.

Дух охоты 

Почитание духа охоты – важный обряд для эвенков, формировавшийся на протяжении тысячелетий. Эти ритуалы проводятся в уединенных местах. Перед охотой запрещается много говорить и упоминать название целевого животного. Обряд окуривания дымом можжевельника и благодарности за удачную охоту также имеют большое значение. С охотой связано соблюдение традиции заботы о близких: обычай делиться добычей с нуждающимися и родственниками. Выход на охоту должен проходить в тайне, особенно важно избегать встречи с женщинами, поскольку это может принести неудачу.

Транспорт и связь с внешним миром

Село находится в 27,5 километрах от ближайшей деревни Ацикяк, который связывает Вершину Тутуры с остальными населенными пунктами района. Путь к селу проходит через непростые участки: перевалы и болота. Местные жители называют эту дорогу «ухлобыстанной», и передвижение по ней возможно на вездеходах или лошадях в теплые времена года. Зимой, когда дорога покрыта снегом, путь становится более доступным: до Ацикяка можно добраться за 4–5 часов, в то время как в другие сезоны этот процесс занимает от 6 до 9 часов. Нередко некоторые местные жители, особенно охотники, предпочитают передвигаться пешком.

Естественная среда

Вершина Тутуры располагается в верховьях реки Тутура («ползущая», т.е. медленно текущая), притока Верхней Лены, на расстоянии примерно 56 км к северо-востоку от районного центра — посёлка Качуга. Окружающая природа представляет собой обширную тайгу, в которой обитают медведи, волки, соболи и другие таежные животные. Нередко здесь можно встретить сохатого и кабаргу. Местные жители свидетельствуют о случаях нападения медведей на людей, как, например, исчезновение мужчины, о котором считалось, что его унесло дикое животное. В трех километрах от Вершины Тутуры расположено заброшенное село Старая Тутура,

Село Вершина Тутуры, претерпев множество изменений с момента своего основания, продолжает хранить свой уникальный образ жизни. Здесь переплетаются традиции предков с современными реалиями. Сегодня тутурцы используют сотовые телефоны, ищут информацию в интернете, читают книги и газеты, смотрят телевизор и передвигаются на автомобилях. Однако эти атрибуты современности, кажется, не затрагивают связь между поколениями и с традициями, которые служат источником силы, уверенности и подлинного смысла. В этом сочетании древности и современности, в нежном уважении к своему наследию и открытости навстречу новому, заключен особый дух Вершины Тутуры — дух, который продолжает гореть, как неугасимый огонь в очаге семьи.