Опубликовано 26 мая 2025

В селе Малые Голы Качугского района 72-летний шаман Михаил Стариков демонстрирует древний обряд лечения испуга, используя шерстяные нити и кольцо. «Так делали старейшины качугских эхиритов. Теперь остался только я», — говорит он. Эти нити — символ хрупкой связи с уходящим миром. Центр культуры коренных народов Прибайкалья спешит зафиксировать такие моменты, создавая реестр нематериального этнокультурного достояния коренных народов Иркутской области. Но без помощи общества эта работа рискует остаться незавершенной.

Тофалары, чья численность едва превышает 720 человек  (в самой Тофаларии проживают — 330), теряют культуру вместе с языком и кочевым бытом. В 1930-х советская власть перевела народ на оседлость, а к 1960-м исчезли последние кочевые семьи и народные праздники заменили советскими. Охотник Сергей Тутаев из Алыгджера с грустью вспоминает времена, когда «оленей было в разы больше». Сегодня даже ритуалы вроде «кормления огня» стали музейными экспонатами. Лишь кулинарные традиции — вяление мяса, рецепты из дикоросов — ещё теплятся в быту. Но старейшины, знающие язык и мифы, уходят: их средний возраст — за 60.

Эвенки повторяют этот путь. Родоплеменная структура рассыпалась, оленеводство сохранилось лишь на севере области. Летом Центр отправится в экспедиции в Казачинско-Ленский и Бодайбинский районы, где ещё живут оленеводы. В Качугском районе таёжные поселения разбросаны по глухим уголкам и добраться во многие места можно лишь по зимникам. 

Среди бурят ситуация оптимистичнее. Скотоводческий быт, столетиями формировавший бурятскую идентичность, претерпел изменения в результате урбанизации. В деревнях сегодня разводят скот и лошадей, а традиционные праздники, такие как Эрын Гурбан наадан и Сагаан hара, постепенно возрождаются. Энтузиасты сохраняют не только ремёсла — обработку кожи, кузнечное дело, — но развивают технологии животноводства.

Ключевыми хранителями наследия стали шаманы. Экспедиции 2025 года в Эхирит-Булагатском районе обнаружили неописанные ранее культовые практики. Собранные материалы станут основой энциклопедии Бөө Мүргэл и интерактивной карты сакральных мест.

Почему это касается каждого из нас?

Федеральный закон обязывает фиксировать «живые» традиции, но их полная документация — сложная и кропотливая задача. Каждая община, каждый посёлок — это уникальный мир, где переплетаются общеплеменные ритуалы и локальные обычаи, известные лишь избранным. Например, в селе Идыга есть гора Хушун, связанная с культом Монгола, а в соседнем Кукунуте поклоняются святилищу Хара Зүрхэн, куда женщинам вход запрещён. 

Поэтому эта работа — настоящая гонка со временем. Без активного участия самих носителей культуры — этнокультурных общин и местных жителей — собрать фрагменты традиций в единую картину в короткие сроки невозможно. Каждый уходящий старейшина уносит с собой бесценные знания. Но пока в семьях звучат бабушкины сказки, пока руки мастеров помнят, как изготавливать обереги, пока кто-то знает старинные рецепты  — у нас есть шанс.

Вы, уважаемые читатели, можете стать частью этой важной работы. Даже самый маленький факт, самая короткая запись могут стать бесценным вкладом.

Не оставайтесь в стороне — вместе мы сможем сохранить традиции коренных народов Иркутской области для наших потомков. Позвоните нам и расскажите свою историю!