Опубликовано 30 сентября 2024

Бурятский род «хүлмэнгэ» относится к большому племени Булагат, который является одним из четырех основных племен бурятского народа. Представители этого рода проживают в деревне Корсунгай – единственной бурятской деревне в Заларинском районе. Она вошла в его состав в 1967 году после разделения Зерносовхоза «Целинный» Аларского района Иркутской области. Часть совхоза, куда входят Корсунгай и Семеновское вошли в совхоз «Юбилейный» Заларинского района.

Сегодня жители поселка продолжают бережно хранить родные традиции, передавая имеющиеся знания своим детям и внукам. Важнейшим аспектом сохранения культуры и традиций народа является приготовление национальных блюд. В жизни и быту буряты издавна широко употребляли продукты, получаемые от овец. Они входят в число пяти домашних животных (табан хушуу мал), традиционно разводимых бурятским народом. 

Мелкий рогатый скот – основной источник обеспечения бурятской семьи мясной и молочной пищей, в том числе и ритуальной. Белая овчина, наряду с белым войлоком, была непременным атрибутом некоторых шаманских обрядов. Густая овечья шерсть применялась для производства войлока, из которого также готовили постельные матрасы, конские потники, тюфяки, войлочные покрышки для юрты и др. Кроме этого, от овцы  получали сырье для пошива верхней и нижней одежды, головных уборов и обуви, а кожа животного шла для изготовления некоторых видов домашней утвари. Овца как живой товар и выделанная овчина были важными предметами торговли. В бурятской традиции овцы представляли предмет дарообмена, их могли подарить в знак уважения гостю, невесте в качестве приданного. 

Для любого мероприятия, будь то свадьба, новоселье или просто приезд гостей буряты всегда готовили и подавали на стол мясные блюда из баранины. Традиционно готовили төөлэй (сваренная баранья голова) для главного гостя, хотын шуһан (сваренная кровь) для главной гостьи, дала (лопатки), үбсүүн (грудинка) и другие части. В каждом бурятском районе и в каждом селе есть свои правила и тонкости приготовления и подачи мясных блюд из баранины. 

Старожилы деревни Корсунгай Баторов Григорий Степанович и Сергеева Тамара Александровна провели провели мастер-класс по приготовлению мясных блюд из баранины у бурят рода «хүлмэнгэ» Заларинского района. 

Григорий Степанович на практике показал, как разделывают тушу барана: отделяют шкуру, вытаскивают внутренности. 

В это же время Тамара Александровна рассказывала и показывала присутствующим женщинам, как подготавливают бараньи внутренности (дотор). Для начала они обучились прочищать и промывать дотор. К ним относят тонкую кишку (нариин гэдэһэн), толстую кишку (бүдүүн гэдэһэн), прямую кишку (хошхоног), желудок (хото), брюшину (гүзээн) и другие внутренности.

Женщин учили «плести косичку» из внутренностей. Для рода «хүлмэнгэ» распространено готовить косичку только из тонкой кишки с внутренним пленочным жиром. Иногда они могут добавлять нарезанную полосками брюшину (гүзээн). Такое блюдо буряты рода «хүлмэнгэ» называют «саажа», в отличие от других местностей, где общеизвестно  называние гүрмэл (от сл. гүрэхэ – плести) в которую могут добавлять также легкие и печень животного. Подготовленные внутренности затем кладут в казан и доводят до готовности.

Также в другой казан закидывают нарезанное на кусочки мясо. Все мясо варится до полной готовности.

Далее прошла особая обрядовая часть, сопутствующая приготовлению мясных блюд – подача баранины. Здесь обязательно соблюдаются традиционные бурятские каноны. При этом, в зависимости от местности, эти  каноны могут немного отличаться. 

У бурятского народа существует термин «нэрэтэй мяхан» (именное мясо), т.е. отдельные части мясных блюд подаются особо дорогим гостям.  Обряды «нэрэтэй мяхан» можно увидеть на больших мероприятиях, таких как свадьба, юбилей или др. 

У бурят рода «хүлмэнгэ» существуют свои местные каноны обряда «нэрэтэй мяхан».

Как объяснила присутствующим Тамара Александровна, они презентуют мясо следующим образом: женщинам они обязательно подают грудинку (үбсүүн), а мужчинам преподносят лопатки (дала). Эти части расставляют на блюде вместе с ребрами (хабирга), кусочками кровяной колбасы (хоторгойн шуһан), и «косичкой» (саажа). Баранью печень (эльгэн) местные ставят на стол сырым, нарезав на кусочки, когда как в других местах его обычно отваривают.

Участники мастер-класса отметили, что Григорий Степанович и Тамара Александровна очень подробно и интересно рассказывали об особенностях приготовления мясных блюд из баранины, которые они смогли сохранить у себя в роду. Аккуратно показывали, объясняя, почему делается именно таким или иным образом, были внимательны и терпеливы к присутствовавшим людям, которые впервые обретали навыки приготовления баранины и именных бурятских блюд.

Завершением мастер-класса стала дегустация приготовленной баранины, во время которой были презентованы песни и благопожелания на местном бурятском диалекте представителями рода «хүлмэнгэ».